Деньги ходят за стартапом: как найти инвестора

Деньги ходят за стартапом: как найти инвестора

Сервис учета финансов Finmap недавно получил грант в $50 000 от Украинского фонда стартапов. Сооснователь сервиса Александр Соловей рассказал о том, как общаться с инвесторами и где их искать.

Как начать общаться с инвесторами и где их искать?

Есть несколько вариантов: частные инвесторы, фонды и кредитование. Рассмотрим первые два из них. 

Частные деньги 

Это исключительно нетворкинг. Многие в пространстве СНГ воспринимают слово «нетворкинг» в корыстном смысле, но в западном мире он наоборот очень приветствуется и поощряется.

Для того чтобы привлечь деньги частных инвесторов в свой проект, нужно прежде всего находиться в соответствующем обществе. Как в него войти?

  1. Если совсем закапываться, то первым делом обратиться к психологу с запросом: «Почему у меня такое окружение, и что в себе нужно поменять?». Не все могут согласиться с этим, так как тема противоречивая, но здесь я излагаю свое личное мнение. Наше окружение является отражением того, что внутри нас и наоборот. Поэтому стоит начинать развитие в этом направлении с глубинных установок и их разбора. 
  2. После того, как вы разобрались с собой, можно вступать в различные бизнес-клубы, которые открывают доступ к знакомству с нужными вам людьми. Обычно обрести членство можно за деньги, но это стоит воспринимать как инвестицию в свое будущее, которое точно окупится. 
  3. Строим личный бренд и активно транслируем свою позицию через социальные сети. Это немаловажно, так как при знакомстве с людьми в том же бизнес-сообществе вы скорее всего «подружитесь» в социальных сетях. Если ваш профиль может рассказать о том, кто вы, чем занимаетесь, а также показать, что это цепляет аудиторию, то вы автоматически становитесь более интересной личностью для собеседника и вызываете больше доверия. Помимо этого, полезные контакты могут завязываться и посредством общения в самих социальных сетях. 

Фонды

Фонды – это не только об инвестициях, но и об усилении компании экспертизой, которую они могут вам предоставить. Какие действия стоит предпринимать в поиске инвестиций от фондов?

  1. Вступайте в ассоциации, релевантные вашему бизнесу, так как в работе с фондами тоже немаловажную роль играет нетворкинг. К примеру, мы состоим в финтех-ассоциациях Украины и Казахстана. Общаясь с членами ассоциации вы можете получить их опыт в привлечении инвестиций и полную картину касательно фондов и того, как они функционируют. 
  2. Ищите подходящие вам инвестиционные программы. Здесь Google в помощь. Существует множество сайтов, которые публикуют подборки фондов по направлениям, странам, программам и условиям. У фондов есть различные условия: у кого-то обязательным критерием является прохождение их акселератора, у других — что основатель должен быть полностью занят в проекте и так далее. В зависимости от ваших потребностей вы можете подбирать те программы, которые будут им отвечать. Единственное, что в любом случае важно видеть, какая у этих фондов есть экспертиза, и чем они вам могут помочь, а не идти абы куда, чтобы привлечь капитал, потому что на этом все не заканчивается. 

Почему вам могут отказать:

  • Слабая команда без экспертизы в отрасли. 
  • Маленький рынок. 
  • Продукт нерелевантен рынку. 
  • Продукт является пристройкой к другому продукту. Допустим, стартап на базе алгоритмов Google. Google меняет алгоритм —ваш продукт уже не актуален. 
  • Недостаточно конкурентное преимущество, потому что на рынке, на котором вы хотите работать, уже есть сильные конкуренты с козырями в рукаве. 

Это только 5 примеров, но их — значительное множество.

Последнее в очередности, но не по значимости, что хотелось бы отметить: возможно, у тех, кто только приступил к поиску инвестиций, существует иллюзия, что они привлекут их с первого раза. Не хочу быть пессимистом, но это — не самое частое явление. 

Даже если в этот конкретный момент вы получаете отказ, одновременно с этим вы обретаете знание, что именно нужно доработать в бизнесе. 

В нашем случае, к примеру, еще ранее венчурный инвестор в процессе общения указал нам на большой отток клиентов. Тогда, в потоке операционки, когда мы делали акцент в работе на привлечении клиентов, мы не сильно контролировали, сколько клиентов от нас уходит. С того момента отток клиентов упал в шесть раз за пять месяцев, что не могло не сказаться положительно на наших результатах в целом. 

Если научиться слышать обратную связь и правильно ее использовать, то часто она может быть наиболее ценной инвестицией для вас.

Читайте также