В прошлом году российская ракета попала в завод Philip Morris в Харькове и повредила админздание. Мы приняли решение диверсифицировать производство и открыть новую фабрику во Львовской области и планируем инвестировать в ее создание $30 млн.
Наше решение — это больше чем просто инвестиция. Это наш мощный сигнал для других инвесторов, ведь Philip Morris — крупная международная компания, которая за 30 лет работы в Украине инвестировала в ее экономику $700 млн.
Но чтобы наша страна стала по-настоящему инвестиционно привлекательной, нужны изменения. Какие именно?
1. Изменение первое — в сфере регуляторного законодательства
Инвесторам важна предсказуемость. Происходящие изменения должны быть прогнозируемыми и постепенными, а не хаотичными.
Приведу пример. Несколько месяцев назад неожиданно появился законопроект о запрете выкладки продукции в точках продаж. В тексте указано, что новые правила должны быть введены мгновенно — буквально с момента вступления в силу закона. Условно — завтра. Такие неожиданные и непрогнозируемые изменения для бизнеса очень болезненны, ведь у всех крупных компаний, как и у нашей, договоры с тысячами контрагентов заключены на год, а то и на более долгий срок. На адаптацию к новым условиям, особенно во время войны, нужно хотя бы два года. И подобных примеров внедрения неожиданных регуляций можно приводить множество.
Обратимся к международному опыту. Во-первых, в подавляющем большинстве стран ЕС, а также в таких передовых странах, как США, Япония, Швейцария, несмотря на действующие ограничения по рекламе табачных изделий, никогда не вводился запрет выкладки такой продукции в местах продажи. Во-вторых, там понимают, что бизнес — это инертная система, поэтому внезапно изменить все процессы сложно. Поэтому для имплементации регуляторных изменений предусмотрен достаточный для адаптации переходный период.
2. Изменение второе — в сфере фискальной политики
Когда Украина начнет процесс присоединения к ЕС, то должна гармонизировать свою налоговую систему с европейскими стандартами. Однако, несмотря на задекларированный европейский выбор, этого пока не происходит.
Изменения, как с регуляторным законодательством, происходят очень быстро, а новые правила даже не дают бизнесу времени на адаптацию. Например, в сигаретах доля налогов очень высока — в стоимости пачки сигарет фискальная составляющая достигает 70−80%. Закон обязывает производителей указывать на пачке максимальную цену, по которой можно продавать товар потребителю. Поэтому в случае резкого повышения налогов в краткосрочном периоде именно производитель будет нести дополнительные расходы. Ведь мгновенно изменить цену для конечного потребителя невозможно — она же напечатана на пачке.
Есть еще один свежий прецедент: несколько недель назад законодатели внесли законопроект о введении акцизного налога на новейшие табачные изделия — такие как никотиновые паучи. Однако это невозможно сделать за один день, ведь производство импортной подакцизной продукции — это сложный и длительный процесс. Только заказ и доставка на иностранный завод-производитель украинских акцизных марок занимает минимум 3−4 месяца.
Какой путь по постепенному повышению налогов преодолевает Евросоюз, чтобы обеспечить выгоду для бюджетов и при этом не разрушать бизнес? В ЕС, согласно директиве, все страны-члены были обязаны достичь определенного уровня налогов на сигареты. При этом для некоторых стран установили значительный переходный период. Для каждой страны график был индивидуальным и рассчитанным на длительный срок, который иногда составлял 13−14 лет. За это время они могли адаптировать свое законодательство, однако даже эти обязательства были не очень жесткими. В частности, есть примеры Болгарии, Латвии, Литвы и Венгрии, когда эти страны притормозили повышение налогов из-за роста нелегального рынка. Также в странах ЕС есть практика, когда профильные ассоциации и индустрия приобщаются к обсуждению фискальной политики. А дальше государство, выслушав аргументы отрасли, решает: принять предложения бизнеса или нет. В Украине нужен такой же конструктивный диалог по адаптации законодательства ЕС для подакцизных товаров.
3. Изменение третье — защита легального рынка
В нашей индустрии сложилась критическая ситуация: уровень нелегальной торговли достиг своего пика за всю историю независимой Украины и составляет 20%. Из-за этого теряют все: государство, по оценкам Кантар Украина, не получает около 20 млрд грн бюджетных поступлений в год; легальные производители теряют доходы из-за сокращения легального рынка; потребители, которые покупают нелегальные сигареты, получают продукт непонятного качества.
Борьба с нелегальным рынком есть, но она скорее напоминает танец: шаг вперед, два — назад. Как пример, одна из крупных нелегальных фабрик в прошлом году была закрыта — и это сразу привело к снижению уровня нелегальной торговли. Но уже через полгода он снова вырос до 20%. То есть другие нелегальные производители перераспределили между собой эти теневые объемы. При этом в Украине имеем уникальную ситуацию — почти вся эта продукция производится внутри страны. Фабрик или цехов, которые выпускают нелегальную продукцию, не очень много. Поэтому достаточно лишь политической воли, чтобы закрыть эти производства и решить проблему на многие годы.
4. Изменение четвертое — поддержка инноваций
Табачная индустрия на протяжении последнего десятилетия стремительно развивается и видоизменяется, предлагая новые продукты и технологии, которые будут иметь потенциал для дальнейшего инвестирования.
Например, сейчас в Украине работает четыре крупных международных табачных компаний, каждая имеет свою фабрику по производству сигарет. Учитывая, что сигаретный рынок постепенно уменьшается, строить новое производство в Украине для внутреннего рынка смысла нет. А локализация производства новейших продуктов, которые сейчас производят за границей, может стать мощным драйвером привлечения инвестиций. Их масштабы будут иметь другой порядок — не десятки, а сотни миллионов долларов. Однако такие инвестиции возможны только при наличии разного уровня налогов для различных продуктов. Например, в Украине с 2020 года сигареты и табачные изделия для электрического нагрева облагаются налогом одинаково — такого нет ни в одной стране ЕС.
Для стимулирования инвестиций государству достаточно обеспечить простые вещи: прогнозируемое и последовательное регуляторное и фискальное законодательство, защиту легального рынка и всестороннюю поддержку инноваций.
Сейчас перед Украиной открывается новое окно возможностей. Это время больших перемен. И если инвестиционный климат улучшится, то компании будут вкладывать средства в нашу страну. Это будет способствовать стремительному послевоенному восстановлению и будущему процветанию.