Мировой тренд отказа от пластика: законодательные инициативы в Украине и какие перспективы, к чему это приведет

Мировой тренд отказа от пластика: законодательные инициативы в Украине и какие перспективы, к чему это приведет

Ольга Городнюк, юрист EVERLEGAL о законодательных инициативах касательно отказа от пластика в Украине

На сегодняшний день ни для кого не секрет, что пластик загрязняет окружающую среду, вредит растениям и животным (особенно, фауне морей и океанов), а также негативно влияет на человеческое здоровье. Тем не менее, то как осуществляется производство, потребление и утилизация пластика по всему миру только усугубляет ситуацию и совершенно не отвечает идеи устойчивого развития. Количество пластика чрезмерно настолько, что одной только переработки недостаточно, чтобы с ним справиться. Для достижения цели устойчивого развития № 12 (Обеспечение рациональных моделей потребления и производства) и совместного решения насущной проблемы страны по всему миру внедряют инициативы отказа от пластика.

Украина примкнула к этому тренду достаточно поздно. Одним из наиболее успешных кейсов внедрения законодательных инициатив касательно отказа от пластика в Украине является недавно принятый Закон Украины "Про ограничение оборота пластиковых пакетов в Украине" № 1489-IX от 1 июня 2021 года. Закон сосредоточен на ограничении оборота трех видов пластиковых пакетов, которые приносят наибольший вред окружающей среде: сверхтонких (толщина стенки до 15 микрометров), тонких (толщина стенки от 15 до 50 микрометров) и оксоразлагаемых пластиковых пакетов. Последние раньше позиционировали как экологичную альтернативу, но эти пластиковые пакеты так же фрагментируются мелкие частицы, содержащие микропластик, и вредят окружающей среде. К тому же они не пригодны для переработки, компостирования и многоразового использования.

Вышеуказанный закон лишь начальная стадия на пути запрета по использованию пластика в Украине. Большая часть вредного пластика – это не только пакеты, но и другой одноразовый пластик (трубочки, ушные палочки, одноразовая посуда, влажные салфетки и др.). К примеру, в ЕС согласно директиве 2019/904 от 5 июня 2019 запрещается размещение на рынке одноразового пластика, для которого существуют альтернативы. Также производители пластиковых изделий должны наносить соответственную маркировку и к ним применяется расширенная ответственность производителя (РОП). Указанные ограничения уже вступили в силу в ЕС начиная с 3 июля 2021 года.

На данный момент аналогичные ограничения отсутствуют на законодательном уровне в Украине. Понятие РОП предусмотрено законопроектом 2207-1-д от 4 июня 2020 года. Согласно РОП, производители, среди прочего, пластика (включая пластиковую упаковку) должны нести финансовую и организационную ответственность – принимать, собирать, сортировать, перерабатывать (или сдавать на переработку) произведенный ими пластик, а также принимать участие в информационных кампаниях. Многие потребители, например, не знают, что фильтры для сигарет содержат пластик. Производители должны активно участвовать в информировании потребителей о возможном ущербе окружающей среде.

Законопроект 2207-1-д также направлен на решение проблемы утилизации отходов, включая пластик, и их переработки. Законопроект внедряет инициативы повторного использования, рециклинга, предусматривает правила выявление и учета бесхозных отходов и др. 21 июля 2020 года законопроект 2207-1-д был принят Верховной Радой Украины в первом чтении и на данный момент все еще находится на доработке.

Сейчас и в перспективе крупнейшей оппозицией законодательных инициатив по отказу от пластика являются именно производители изделий из пластика и предприниматели, которые активно его используют (например, функции доставки и take away). Постепенный запрет на использование и производство пластика заставит бизнес искать альтернативы и последние как правило существенно дороже пластиковых изделий. Тем не менее, после вступления в силу ограничений конкуренция на рынке альтернативных изделий возрастет и можно ожидать дальнейшей стабилизации цен на более низком уровне. К тому же законодатель в любом случае даст бизнесу возможность подготовится к изменениям, так как каждый соответственный закон обычно предусматривает переходной период, когда отдельные его положения еще не начинают действовать или же, в случае нарушений, временно не применяются санкции.

Вышеуказанные законодательные инициативы в Украине заложили фундамент для дальнейших изменений на пути к отказу от пластика. Это лишь малый вклад в достижение целей устойчивого развития, но это уже показывает, что Украина разделяет ценности ЕС и всего мира на пути к будущему без загрязнения пластиком. В скором времени можем ожидать дальнейших инициатив и новых законопроектов, которые следуют этому "тренду".

Читайте также