Вячеслав, что для Вас стало толчком для создания собственного бизнеса и почему именно Вы выбрали направление, связанное с воспитанием детей?
Меня часто спрашивают знакомые: почему я решил заниматься именно этой деятельностью. Сейчас я осознаю, чем вызван интерес – многие наемные работники хотят иметь свой бизнес, но не знают с чего начать, и надеются на тайный рецепт от того, кто рискнул.
А ведь раньше я и сам часто думал: как все надоело, неплохо бы уйти на свои хлеба. Много думал, долго сомневался – чем именно заняться, а решиться так и не мог. Сейчас понимаю, что слабо думал. А может, просто не верил в результат (читай: в свои силы). Позже, когда цель была задана – идея пришла. В моем случае толчком послужил выход из зоны комфорта.
Собственно, сама идея заниматься ранним развитием детей пришла благодаря своему же ребенку: вопрос выбора детского садика и «развивалки» на тот момент был актуальным. Заниматься торговлей принципиально не было желания. Детский центр для меня стал проектом подходящей сложности, где я сполна мог бы реализоваться.
В чем заключается суть бизнеса и уникальность продукта?
Поиск франшизы с оптимальной бизнес-моделью занял у меня немного времени. Первая Детская Академия, среди других «развивалок», понравилась мне именно как отцу ребенка: здесь приветливый персонал, квалифицированные педагоги и главное – атмосфера, в которой чувствуешь себя комфортно. В процессе изучения материалов франчайзера, я лишь убедился, что выбор сделан верно: за ширмой комфорта для родителей стоят четкие требования к педагогам и администрации, многочасовые подготовки к урокам, досконально прописанный бренд-бук, таблицы учета, должностные инструкции и процедуры. Ну, и, конечно же – дружный коллектив успешных предпринимателей!
Какие этапы Вы прошли на пути от идеи до запуска проекта?
Ок, идея найдена, но ведь она ничего не стоит. Идея как ребенок – с нею живешь, о ней думаешь, планируешь, готовишься к ее появлению на свет.
На этом этапе запуска проекта мною пройдено несколько важных шагов:
1. Разработка общей концепции и бизнес модели.
Для снижения бизнес рисков, и за неимением практического опыта в области образования, мною был выбрана франчайзинговая модель.
2. Расчет затрат и подготовка бизнес-плана.
Франчайзинговая компания очень помогла, но не менее важен был опыт «коллег по цеху» (представителей других отделений 1ДА, ред.): с их помощью данные были доработаны.
3. Поиск источников финансирования.
Нужно полностью осознавать, что ты рискуешь своими средствами.
А если средств недостаточно – ищешь Партнера или Инвестора, готового доверить тебе свои средства. Здесь я вынес несколько уроков:
- Ваш первичный вклад в создание проекта – необходимое условие, иначе никто не доверит Вам свои деньги. Чем больше Ваш вклад, тем реальнее найти Партнера. Идеальное участие 50/50. Это правило работает в моей ситуации: небольшой бизнес, низкий контроль деятельности.
- начинать стоит с поиска по правилу 3F: Family, Friends, Fools.
- искать нужно среди людей, которым знаком этот вид деятельности.
- нельзя останавливать поиски, даже если появился потенциальный соинвестор.
- обсуждать с франчайзинговой компанией, арендодателем дополнительные возможности участия, отсрочки платежа по лицензии, скидки и т.д.
Здесь должен отметить огромную роль компании InVenture. Благодаря Алексею Олейникову, бизнес-план был приведен к реальным цифрам, ключевые моменты были доработаны под инвестора. Компания помогла значительно продвинуть проект благодаря профессиональным инструменты продвижения, так и через точечные предложения потенциальным Инвесторам.
Начало бизнеса - самый психологически тяжелый этап. Нужно железно верить и идти к цели. На этом пути мне изначально не верили родные. Некоторые друзья и знакомые поддерживали морально, но этого недостаточно. Нужны деньги!
Когда есть необходимые средства, начинается активный этап запуска: нужно организовать бесконечное число дел одновременно. В этом процессе путеводителем мне служил план, составленный в MS Project.
Как ощущения Вы испытывали до и после начала предпринимательской деятельности?
За 10 лет жизни в формате «офисный планктон» я привык к 8-часовому рабочему дню, а выходные для меня – святое, время для семьи и отдыха.
В период подготовки к открытию я работал без выходных, а отдыхал только во время сна. Эта была та работа, к которой я готовился несколько месяцев до этого. Но самое удивительное в том, что она созидательная. Поэтому энергия не тратится, а наоборот – прибывает!
За 2 месяца я побывал специалистом в сфере HR, Finance & Procurement, Legal, Marketing & Management. А еще – дизайнером, строителем и промоутером.
Это время предельной концентрации внимания, когда каждая деталь должна быть правильно спланирована и выполнена безупречно. Все сроки у меня были выстроены так, чтобы закончить все работы за 1 неделю до открытия. И, несмотря на это, открытие было отложено на 1 неделю. А в ночь перед открытием я работал до 3 утра.
Какие сложности у Вас возникали с подбором персонала?
Специфика набора персонала такова, что было рассмотрено более 100 резюме (изначально все кандидаты должны были владеть знанием английского), а к открытию прошли «марафонскую» подготовку лишь 5 (!) педагогов. На позиции методиста и администратора было около 40 резюме. В итоге, обученный методист отказался от работы за 2 дня до открытия. А еще через 7 месяцев я сменил всю администрацию…
Сегодня у меня сформировался «звездный» состав, с которым мы преодолеем все трудности!
Расскажите о работе с клиентами
Первый мой Клиент заключил контракт на 12 месяцев. Через месяц он забрал деньги…
Клиенты – наше все. При нормативной загрузке 100 детей, каждый – на вес золота. Ищем подход к каждому родителю: общаемся с ними так, чтобы знать и учитывать их потребности и пожелания. Поступает много индивидуальных запросов на танцы, лепку, фитнесс и даже детский сад. Клиенты требовательны, но это для нас ежедневный Challenge и бесценный опыт.
Какие инновации Вы привнесли в стандартную франчайзинговую бизнес модель?
Франчайзинг – это «скелет». Каждая Академия в отдельно взятом регионе имеет свою специфику. Опытным путем мы ищем Клиентов через самые разные каналы. Мой список идей состоит из 3-х десятков идей и растет быстрее, чем успеваю реализовать их.
Сейчас активно работаю над партнерской программой с известными брендами и соседними организациями. С сентября планируем расширить ассортимент занятий. Хотя основная программа «Жизнь в ладонях» остается уникальным продуктом, который покупают большинство родителей.
Расскажите о финансовых результатах деятельности, насколько фактические показатели соответствуют плановым?
Академия открылась в самый канун Майдана-2. События кардинально отразились на нашей деятельности: многие из наших Клиентов прекращали занятия в связи с известными событиями. С апреля 2014 начались отпуска, плавно перетекая в летние каникулы.
Несмотря на все это, сейчас мы получаем много звонков и активно готовимся к началу учебного года.
Как Вы ведете финансовый учет деятельности?
Готовые материалы для учета, расписаний и т.д. предоставила франчайзинговая компания, и это значительно упрощает деятельность.
В целом, финансовый план подготовил меня к финансовому цейтноту в первые месяцы. Это трудный период: когда заканчивается финансовый запас и приходится искать средства для покрытия убытков. Ты понимаешь, что нельзя останавливаться на полпути. С другой стороны, мотивирует прикладывать максимум усилий, искать любые идеи для продвижения. В такие моменты понимаешь, что ни один наемный менеджер не будет думать о работе так, как о ней думает владелец.
Какие Ваши глобальны планы, есть ли интерес к дальнейшему расширению?
Интересный вопрос. В нашей отрасли я от многих слышу желание вертикального роста – открытие детского сада. Но пока не вижу перспектив, т.к. здесь усложнение вида деятельности не гарантирует увеличение дохода.
Что касается открытия новых Академий – интерес однозначно есть, но только после стабилизации ситуации в стране.
Инвесторы и инвестиции: кто, сколько и на каком этапе?
Без Партнера у меня не хватало средств на запуск. Мы начинали с соинвестором на условиях участия 50/50. Но позже, по взаимному согласию, разошлись и я продолжил развивать бизнес самостоятельно. Хотя мы остались в дружеских отношениях и общаемся по сегодняшний день.
Какими правилами Вы руководствовались, развивая свой бизнес?
При развитии бизнеса, я руководствуюсь такими постулатами:
- Приоритет не в снижении расходов, а в увеличении доходов. Здесь же: качество, прежде всего, на нем нельзя экономить.
- Создавать комфортные условия не только родителям, но и персоналу. Ведь настроение педагога – залог успешного урока, это чувствуют как дети, так и родители.
- Иметь миссию и ценности предприятия. Это объединяет коллектив и позволяет принимать прозрачные решения.
Какие Ваши рекомендации предпринимателям, которые хотели бы начать свой бизнес?
- Готовьте бизнес-план, моделируйте и основательно считайте.
- Консультируйтесь с коллегами по отрасли и ищите дополнительные возможности и преимущества.
- Не ищите поддержки у близких! Верьте только в себя.