Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Аналитика

Первая детская академия – первый шаг предпринимателя

Первая детская академия – первый шаг предпринимателя

×
1773

Первая детская академия – первый шаг предпринимателя

  • InVenture удалось побеседовать с Вячеславом Лободой – основателем и директором одного из отделений Первой Детской Академии (1ДА), который в 2013 году пошел на риск: покинул должность в банке и инвестировал собственные сбережения в бизнес по ...

Вячеслав, что для Вас стало толчком для создания собственного бизнеса и почему именно Вы выбрали направление, связанное с воспитанием детей?

Меня часто спрашивают знакомые: почему я решил заниматься именно этой деятельностью. Сейчас я осознаю, чем вызван интерес – многие наемные работники хотят иметь свой бизнес, но не знают с чего начать, и надеются на тайный рецепт от того, кто рискнул.

А ведь раньше я и сам часто думал: как все надоело, неплохо бы уйти на свои хлеба. Много думал, долго сомневался – чем именно заняться, а решиться так и не мог. Сейчас понимаю, что слабо думал. А может, просто не верил в результат (читай: в свои силы). Позже, когда цель была задана – идея пришла. В моем случае толчком послужил выход из зоны комфорта.

Собственно, сама идея заниматься ранним развитием детей пришла благодаря своему же ребенку: вопрос выбора детского садика и «развивалки» на тот момент был актуальным. Заниматься торговлей принципиально не было желания. Детский центр для меня стал проектом подходящей сложности, где я сполна мог бы реализоваться.

В чем заключается суть бизнеса и уникальность продукта?

Поиск франшизы с оптимальной бизнес-моделью занял у меня немного времени. Первая Детская Академия, среди других «развивалок», понравилась мне именно как отцу ребенка: здесь приветливый персонал, квалифицированные педагоги и главное – атмосфера, в которой чувствуешь себя комфортно. В процессе изучения материалов франчайзера, я лишь убедился, что выбор сделан верно: за ширмой комфорта для родителей стоят четкие требования к педагогам и администрации, многочасовые подготовки к урокам, досконально прописанный бренд-бук, таблицы учета, должностные инструкции и процедуры. Ну, и, конечно же – дружный коллектив успешных предпринимателей!

 

Какие этапы Вы прошли на пути от идеи до запуска проекта?

Ок, идея найдена, но ведь она ничего не стоит. Идея как ребенок – с нею живешь, о ней думаешь, планируешь, готовишься к ее появлению на свет.

На этом этапе запуска проекта мною пройдено несколько важных шагов:

1. Разработка общей концепции и бизнес модели.

Для снижения бизнес рисков, и за неимением практического опыта в области образования, мною был выбрана франчайзинговая модель.

2. Расчет затрат и подготовка бизнес-плана.

Франчайзинговая компания очень помогла, но не менее важен был опыт «коллег по цеху» (представителей других отделений 1ДА, ред.): с их помощью данные были доработаны.

3. Поиск источников финансирования.

Нужно полностью осознавать, что ты рискуешь своими средствами.

А если средств недостаточно – ищешь Партнера или Инвестора, готового доверить тебе свои средства. Здесь я вынес несколько уроков:

- Ваш первичный вклад в создание проекта – необходимое условие, иначе никто не доверит Вам свои деньги. Чем больше Ваш вклад, тем реальнее найти Партнера. Идеальное участие 50/50. Это правило работает в моей ситуации: небольшой бизнес, низкий контроль деятельности.

- начинать стоит с поиска по правилу 3F: Family, Friends, Fools.

- искать нужно среди людей, которым знаком этот вид деятельности.

- нельзя останавливать поиски, даже если появился потенциальный соинвестор.

- обсуждать с франчайзинговой компанией, арендодателем дополнительные возможности участия, отсрочки платежа по лицензии, скидки и т.д.

Здесь должен отметить огромную роль компании InVenture. Благодаря Алексею Олейникову, бизнес-план был приведен к реальным цифрам, ключевые моменты были доработаны под инвестора. Компания помогла значительно продвинуть проект благодаря профессиональным инструменты продвижения, так и через точечные предложения потенциальным Инвесторам.

Начало бизнеса - самый психологически тяжелый этап. Нужно железно верить и идти к цели. На этом пути мне изначально не верили родные. Некоторые друзья и знакомые поддерживали морально, но этого недостаточно. Нужны деньги!

Когда есть необходимые средства, начинается активный этап запуска: нужно организовать бесконечное число дел одновременно. В этом процессе путеводителем мне служил план, составленный в MS Project.

Как ощущения Вы испытывали до и после начала предпринимательской деятельности?

За 10 лет жизни в формате «офисный планктон» я привык к 8-часовому рабочему дню, а выходные для меня – святое, время для семьи и отдыха.

В период подготовки к открытию я работал без выходных, а отдыхал только во время сна. Эта была та работа, к которой я готовился несколько месяцев до этого. Но самое удивительное в том, что она созидательная. Поэтому энергия не тратится, а наоборот – прибывает!

За 2 месяца я побывал специалистом в сфере HR, Finance & Procurement, Legal, Marketing & Management. А еще – дизайнером, строителем и промоутером.

Это время предельной концентрации внимания, когда каждая деталь должна быть правильно спланирована и выполнена безупречно. Все сроки у меня были выстроены так, чтобы закончить все работы за 1 неделю до открытия. И, несмотря на это, открытие было отложено на 1 неделю. А в ночь перед открытием я работал до 3 утра.

Какие сложности у Вас возникали с подбором персонала?

Специфика набора персонала такова, что было рассмотрено более 100 резюме (изначально все кандидаты должны были владеть знанием английского), а к открытию прошли «марафонскую» подготовку лишь 5 (!) педагогов. На позиции методиста и администратора  было около 40 резюме. В итоге, обученный методист отказался от работы за 2 дня до открытия. А еще через 7 месяцев я сменил всю администрацию…

Сегодня у меня сформировался «звездный» состав, с которым мы преодолеем все трудности!

Расскажите о работе с клиентами

Первый мой Клиент заключил контракт на 12 месяцев. Через месяц он забрал деньги…

Клиенты – наше все. При нормативной загрузке 100 детей, каждый – на вес золота. Ищем подход к каждому родителю: общаемся с ними так, чтобы знать и учитывать их потребности и пожелания. Поступает много индивидуальных запросов на танцы, лепку, фитнесс и даже детский сад. Клиенты требовательны, но это для нас ежедневный Challenge и бесценный опыт.

Какие инновации Вы привнесли в стандартную франчайзинговую бизнес модель?

Франчайзинг – это «скелет». Каждая Академия в отдельно взятом регионе имеет свою специфику. Опытным путем мы ищем Клиентов через самые разные каналы. Мой список идей состоит из 3-х десятков идей и растет быстрее, чем успеваю реализовать их.

Сейчас активно работаю над партнерской программой с известными брендами и соседними организациями. С сентября планируем расширить ассортимент занятий. Хотя основная программа «Жизнь в ладонях» остается уникальным продуктом, который покупают большинство родителей.

Расскажите о финансовых результатах деятельности, насколько фактические показатели соответствуют плановым?

Академия открылась в самый канун Майдана-2. События кардинально отразились на нашей деятельности: многие из наших Клиентов прекращали занятия в связи с известными событиями. С апреля 2014 начались отпуска, плавно перетекая в летние каникулы.

Несмотря на все это, сейчас мы получаем много звонков и активно готовимся к началу учебного года.

Как Вы ведете финансовый учет деятельности?

Готовые материалы для учета, расписаний и т.д. предоставила франчайзинговая компания, и это значительно упрощает деятельность.

В целом, финансовый план подготовил меня к финансовому цейтноту в первые месяцы. Это трудный период: когда заканчивается финансовый запас и приходится искать средства для покрытия убытков. Ты понимаешь, что нельзя останавливаться на полпути. С другой стороны, мотивирует прикладывать максимум усилий, искать любые идеи для продвижения. В такие моменты понимаешь, что ни один наемный менеджер не будет думать о работе так, как о ней думает владелец.

Какие Ваши глобальны планы, есть ли интерес к дальнейшему расширению?

Интересный вопрос. В нашей отрасли я от многих слышу желание вертикального роста – открытие детского сада. Но пока не вижу перспектив, т.к. здесь усложнение вида деятельности не гарантирует увеличение дохода.

Что касается открытия новых Академий – интерес однозначно есть, но только после стабилизации ситуации в стране.

Инвесторы и инвестиции: кто, сколько и на каком этапе?

Без Партнера у меня не хватало средств на запуск. Мы начинали с соинвестором на условиях участия 50/50. Но позже, по взаимному согласию, разошлись и я продолжил развивать бизнес самостоятельно. Хотя мы остались в дружеских отношениях и общаемся по сегодняшний день.

Какими правилами Вы руководствовались, развивая свой бизнес?

При развитии бизнеса, я руководствуюсь такими постулатами:

- Приоритет не в снижении расходов, а в увеличении доходов. Здесь же: качество, прежде всего, на нем нельзя экономить.

- Создавать комфортные условия не только родителям, но и персоналу. Ведь настроение педагога – залог успешного урока, это чувствуют как дети, так и родители.

- Иметь миссию и ценности предприятия. Это объединяет коллектив и позволяет принимать прозрачные решения.

Какие Ваши рекомендации предпринимателям, которые хотели бы начать свой бизнес?

  1. Готовьте бизнес-план, моделируйте и основательно считайте.
  2. Консультируйтесь с коллегами по отрасли и ищите дополнительные возможности и преимущества.
  3. Не ищите поддержки у близких! Верьте только в себя.
 Интервью проводил Алексей Олейников / InVenture Investment Group

Вверх

Задать вопрос

×