Презентация стартапа для инвестора: все что нужно знать

Презентация стартапа для инвестора: все что нужно знать

Sam Altman, президент акселератора Y Combinator, о том как правильно подготовить и провести убедительную презентацию стартапа для инвестора

Презентация стартапа для инвестора отличается от других видов презентаций тем, что главным объектом внимания в презентации являетесь вы сами, а не информация, которую вы представляете.

Инвестор тратит все время во время презентации, пытаясь определить, являетесь ли вы тем человеком, с которым можно иметь дело и в бизнес которого нужно инвестировать.

Очень часто то, как вы говорите, отвечаете на вопросы и двигаетесь является более важным, чем ваша идея, бизнес-план и финансовые прогнозы.

Проводить презентацию для инвестора должен только основатель стартапа, т.е. тот человек, которому и предстоит претворять идею в жизнь. Во время презентации инвестор хочет убедиться в том, что у вас есть следующие черты: честность, приверженность вашей идее, опыт в бизнесе, необходимые знания, лидерские качества, реализм и способность учиться.

Самое главное в проведении презентации состоит в том, что она должна быть очень логична от начала до конца. Очень важно, чтобы вы как бы предугадывали вопросы от вашей аудитории и отвечали на них еще до того, как инвестор начнет задумываться о том, чтобы их задать.

Из психологии известно, что у вас есть всего от 30 до 60 секунд, чтобы овладеть вниманием аудитории. Начните презентацию с выведения на экран слайда с логотипом вашей компании, вашего имени и должности. Затем расскажите что-нибудь необычное – удивительный факт, анекдот или короткую историю, которые сразу же привлекут к вам внимание аудитории и сделают ее внимательной на протяжении всей презентации.

Критически важно, чтобы сразу после вступления, вы дали четкое и понятное объяснение чем занимается ваш стартап.

Для первичной презентации стартапа, достаточно сделать примерно 10 слайдов. Вам надо дать следующую информацию:

  • Логотип, название проекта и контактная информация,
  • Команда: квалификация для проекта,
  • Рыночная возможность: суть проблемы,
  • Продукт: уникальность, как он решает проблему,
  • Объем рынка: должен быть интересен для инвестора,
  • Бизнес модель: как вы будете зарабатывать деньги,
  • Конкуренция: чем вы лучше,
  • Маркетинговая стратегия: выход на рынок к своим потребителям,
  • Планируемые результаты на три года: продажи, прибыль, доля рынка,
  • Финансы: сколько вам надо денег и как вы их будете использовать.

Что не надо делать при презентации стартапа инвестору:

  • Не стоит включать в презентацию слайд о возможной стратегии выхода для инвестора. Ни один предприниматель не знает точно, когда его стартап достигнет момента ликвидности. Если инвестор спросит вас о стратегии выхода (exit strategy) на первой же презентации, это может означать, что он еще недостаточно опытен в инвестировании в стартапы.
  • Ни в коем случае не говорите неправду и не выдавайте желаемое за действительное.Избегайте информации, которая непонятна для аудитории и не допускайте противоречий в ее изложении. Очень негативное впечатление произведут ошибки/опечатки в ваших слайдах.
  • Если говорить об информации на слайдах, то здесь действует правило – чем меньше, тем лучше. Ни в коем случае не перегружайте слайды текстом. Помните, что главное внимание в ходе презентации отводится вам, а не материалу на слайдах.
  • Никогда не раздавайте копии вашей презентации. Вместо этого подготовьте раздаточный материал, в которой более подробно, но в той же последовательности, излагается информация о вашем проекте. Этот материал отдается инвестору только после проведения презентации.
  • Ни в коем случае не читайте со слайдов. Не повторяйте общей ошибки во время презентации, которая состоит в том, что сначала выводится слайд на экран, а потом выступающий начинает его объяснять. Старайтесь делать наоборот. Сначала вы начинаете говорить о следующем пункте и только потом выводите информацию на экран. Это поможет держать внимание аудитории на вас и не отвлекать инвестора на просмотр нового слайда.

Чтобы презентация стартапа прошла успешна, вам надо долго и упорно тренироваться. Хорошо помогает проведение презентации перед дружественной аудиторией. Это позволит вам увидеть возможные проблемы в презентации и, соответственно, откорректировать ее в лучшую сторону.

Важно знать, что коммуникация в личном общении осуществляется не только на вербальном, но и на невербальном уровне. А значит, важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Важны тембр, тон, громкость и скорость вашей речи, контакт глаз, осанка, жесты, мимика, походка и другие движения тела.

Опыт показывает, что надо отводить на тренировку презентации много времени, особенно если вы не обладаете достаточным опытом в их проведении. Чем увереннее вы будете говорить, тем выше ваши шансы на привлечение инвесторов.

Эффективно проведенная презентация стартапа помогает потенциальному инвестору принять быстрое решение. Если он решит с вами сотрудничать, значит ваш проект сделает очень важный шаг вперед. Если же инвестору не интересен ваш проект, то он быстро вам об этом скажет. Это также является важным результатом от проведения презентации, т.к. вам больше не надо будет тратить время на переговоры с этим инвестором, и вы сможете сосредоточиться на работе с другими возможными партнерами.

Источник: Стартапы и бизнес в США
Автор: Валерий Еловских

Читайте также