Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Венчурные тренды и инвестиционные подходы от Андрея Колодюка

InVenture предлагает ознакомиться со второй частью интервью с Андреем Колодюком, управляющим партнером венчурного фонда AVentures, в котором нам удалось узнать о том, как ведут себя бизнес-ангелы ...

Удачный стартап ― Диван TV
Хобби ― плавание с дельфинами
Бизнес – глобальная фантазия
Любимый запах ― апельсины
Книга – «Давид и Голиаф»
Технология ― p2p (peer-to-peer)
Дельфины ― голубой океан
Партнер ― надежный
Бизнес-ангел ― вероятность успеха
Муза ― будущее
Миссия ― победим
Инвестиции ― venture
Кризис ― правительство
Единомышленники ― партнеры
Украина ― черный лебедь
Политика ― новая матрица
Бренд года ― Украина
Город ― Киев
Риск ― дело благородное
Спорт ― олимпиада
Число ― 7
Мода ― проходит
Образование — улица Нью Йорка
Инновации — инвестиции
Семья ― дом
Инвестиционный гуру ― нет такого
Цвет ― голубой

1.  UANGEL – кто они украинские бизнес ангелы?!

— Андрей, в июле 2014 года была создана Ассоциация бизнес-ангелов UAngel. Можно уже говорить о каких-то результатах ее деятельности?

— Уже проведена первая встречабизнес-ангелов, в сентябре намечается еще одна. Из того, что я видел на открытии, могу сказать одно: очень положительно, что мы интегрируемся в EuropeanBusinessAngelNetwork.

Uangel будет входить в европейскую ассоциацию EABAN, что также позволит заявить об Украине?

― Да, в ее состав сегодня входит порядка 257 тысяч ангелов! Представляете, какой там канал коммуникаций?! Эффективнее всего заявить о себе – это показать successstories и реальные сделки.

— Но в Украине пока что не так уж и много успешных историй, да и публичные бизнес-ангелы в нашей стране это редкость. Как Вы оцениваете количество и зрелость украинских предпринимателей, готовых входить в глобальные проекты, рисковать и соинвестировать вместе с другими бизнес-ангелами?

— Смотрите. Я отвечу таким образом. В Украине есть два класса частных инвесторов. Первый – это предприниматели, которые основали свой бизнес и которые периодически смотрят, по разным причинам, в сторону открытия новых бизнес-проектов.

Второй – у нас уже сформировался класс корпоративных менеджеров, СЕО, финансовых директоров, юристов, которые начинают делать инвестиции. К примеру, только на прошлой неделе я узнал, что один из юристов проинвестировал в стартап 100 тыс. долларов.

— А почему бы и нет? У людей солидные зарплаты, надо же искать альтернативу депозитам и вложениям в жилую недвижимость?

— Все верно! Это класс корпоративных людей, у которых есть опыт, которые заработали хорошие деньги и которые смотрят уже не с позиции наемного менеджера, а с позиции бизнес-ангела. Потому что, действительно, у них есть: а) заработанный капитал б) они видели бизнес с высоты, так как работали в больших корпоративных структурах.

Эти люди обладают колоссальным опытом в менеджменте, чего так недостает технологическим командам. С другой стороны, таким инвесторам я говорю: «Ребята, найдите технологическую команду, которая делает хорошие продукты. Потому что вы в этом, скорее всего, ничего не понимаете. Но вы понимаете, как построить бизнес». В этом и существует «match», так называемся связка…

— Вместе с тем, эти люди, как правило, перегружены текущей работой, будут ли они находить время для посещения встреч ангелов?

— Мотивация посещать такие мероприятия – это, прежде всего, общение и обмен опытом с профессиональными инвесторами. Выступая в качестве инвесторов, мы очень заинтересованы в ангелах.

Наличие ангела в проекте позволяет понять, действительно ли в нем заложена правильная бизнес-модель. К 25-летним ребятам мы предъявляем требование, чтобы они делали хороший продукт. И это – основа бизнеса. В то же время они совсем далеки от основ построения бизнеса. Именно поэтому все инвесторы заинтересованы в наличии бизнес-ангелов, которые должны совместно интегрироваться в проекты.

— Следовательно, основной задачей UAngel станет активное вовлечение представителей топ-менеджмента украинских компаний для осуществления совместных инвестиций?

― Знаете, что они ключевое предоставляют? Это ― клуб, а клубные сделки – это синдикация. Когда человек, который не понимает в IT, видит, что в проекте уже есть три инвестора, которые в этом разбираются и верят в это (верят ― потому что инвестировали свои деньги и время), то, конечно, они готовы входить в проект, «доложить на равных условиях» с целью снижения рисков.

В клубных сделках всегда есть lead, тот, кто понимает больше. На своем инвестиционном пути, бывало, мы сами шли за партнерами, точно также как и за нами следуют бизнес-ангелы.

 Одно дело, что ты идешь сам, в стороне, но более эффективно, ― когда ты кооперируешься с другими профессиональными инвесторами, синдикатами, бизнес-ангелами.

 

2.    UTGEM: почему это не просто конференция, а шанс получить новый имидж Украины и привлечь инвестиции?!

— В чем Вы видите уникальность данного мероприятия для Вас, для участников, для Украины?

— В 2002−2003 годах мы дважды проводили американо-украинские конференции в Вашингтоне. Каждый раз приходило порядка 100 человек, и нам тогда приходилось объяснять, где находится Украина на карте. Сейчас есть уникальная возможность, потому что мир (в том числе США) разобрался, что Украина ― не Россия. И вместо России приоритетом может стать Украина, получить инвестиции, новые контракты и партнерство.

Когда состоялась сделка по продаже WhatsApp на сумму $18,5 млрд., создатель приложения Ян Кум везде в прессе был представлен как украинец, и это запомнилось в Силиконовой Долине. До этого успех Украины на венчурной арене ассоциировался с Максом Левшиным из Paypal.

Теперь все понимают, что в Украине есть таланты и возможности. За последние 15 лет здесь создана активно развивающаяся индустрия, и с ней нужно работать. Сейчас крайне необходимо это донести. Ведь на UTGEM будет порядка 600–700 участников, причем большая часть будет представлена локальными игроками: от продуктовых компаний, аутсорсинга, образования, ангелов, венчурных фондов до R&D центров.

— Андрей, что Вы планируете получить лично для себя, для Вашего венчурного фонда от участия в мероприятии?

— Прежде всего, я являюсь модератором венчурной панели, и мне очень важно донести до участников конференции о возможностях украинской IT индустрии, отдельных кейсах с позиции крупных инвесторов, которые уже инвестируют или собираются это делать. Также следует отметить, что мы сегодня поднимаем раунды инвестиций для нашего существующего портфеля со стороны «силиконовых» инвесторов. Мы ожидаем, что сможем найти новых локальных инвесторов, которые обратят внимание на компании из Украины, а также непосредственно на нас.

 

3.    AVentures ― особенности инвестирования и управления венчурными инвестициями.

— Какие венчурные направления в Украине, помимо IТ, могут быть успешными и перспективными с точки зрения привлечения инвестиций?

― Хотя мы, как венчурный фонд, не инвестируем в энергетические проекты, я верю в энергетику, особенно в альтернативную. Наиболее актуальными могут стать гибридные проекты, которые связаны одновременно с энергетикой и IT.

Большие возможности я также вижу в E-commerce. Когда говорят о секторе IT, часто затрагивают E-commerce. Хотя, как по мне, это, прежде всего, торговля, переходящая в Internet.

Мне трудно судить о других венчурных отраслях, но все, что связано с сектором FMСG, производством нишевых товаров, может быть довольно перспективно.

― Какие проекты будет рассматривать AVentures в 2014–2015 гг.?

— В этом году AVentures планирует сделать, как минимум, еще 2 сделки,и все они связаны с Internet-технологиями. Как говорится, для кого-то IT – одна история, для нас же IT – 100 разных вертикалей.

Могу только сказать, что одна из компаний связана с Internet-вещами, на стыке software и hardware; вторая – с элементами СRM и продажами.

— Поделитесь своими основными принципами венчурного инвестирования. В чем заключается Ваша формула успеха инвестирования?

― Основные принципы следующие:

1. Проект должен быть направлен на глобальную среду.
2. Мы смотрим на проекты на стадии наличия клиентов, и когда уже есть доходы (не важно какие). Самая лучшая проверка вашего продукта ― это клиенты и продажи.
3. Мы инвестируем в проекты, требующие масштабирования. Мы открываем разные двери: к клиенту, к партнерам и к другим инвесторам.
4. Если говорить, что для меня является важным для принятия решений ― это видеть команду предпринимателей, у которых достаточно уверенности, желания и хватит сил плыть до победы 5−7 лет. Если этого нет, или видишь, что человек не готов к этому или не готов учиться этому ― то нет смысла смотреть на проект, его перспективность. Я никогда не смотрю в презентации, какой IRR там будет – скорее смотрю, насколько основатель готов бороться, чтобы построить большую глобальную компанию. Для меня очень важны человеческие качества.

— Какие ошибки в роли инвестора Вы совершили на своем пути? И какие у Вас сложились новые убеждения?

— Новые убеждения основаны, как раз, на моих прошлых ошибках. Наверное, все, что я делаю сейчас, основано на моем прошлом опыте.

Я всегда считал, что небезопасно делиться своими идеями, вовлекать других людей в свои проекты. И, скажу честно, в прошлом многие часто этим пользовались. А потом я осознал, что себя ведь не изменить, я люблю командные вещи и практически во всех проектах не выступаю соло.

Я сделал четкий вывод: идеи живут тогда, когда они востребованы. И лучше пусть идея будет услышана и подхвачена кем-то другим, нежели останется нереализованной.

— В Вашем инвестпорфтеле сегодня 5 компаний. Какой проект у Вас сегодня в фаворе? На какой бизнес Вы подаете наибольшие надежды?

— Все наши проекты подают надежды. Мне лично, как потребителю, нравится VOX.

Вы изучили, наверное, большую часть разработанных и инициированных проектов в Украине? Где Вы собираетесь брать новые идеи, проекты, команды с учетом неразвитости стартап-индустрии в Украине?

— Большую, но далеко не всю. Каждый день появляются новые идеи, проекты и т. д. Уже есть ряд компаний, которые находятся на раннем этапе, и им нужно помогать в росте.

— Какие советы Вы можете дать начинающим предпринимателям и стартаперам, которые в тяжелое для страны и экономики время все-таки раздумывают над тем, чтобы запустить свой стартап-проект?

— Именно сейчас – самое лучшее время для запуска стартап-проектов. Поскольку есть всё необходимое для этого, в том числе и наличие капитала, партнеров, инвесторов, которые помогут вам это сделать.

 

Интервью проводил Алексей Олейников / InVenture Investment Group

C первой частью интервью можно ознакомиться, перейдя по ссылке >>>

 

Читайте также

Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!
Обратный звонок
Спасибо! Мы с вами свяжемся.