Украинский IT-рынок сейчас стабилен. Он не падает, но и не растет. Почему это происходит? И что нам нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Авирам Эйзенберг, основатель и СЕО "Ignite - Offshore Software Development", отвечает на эти вопросы.
Я начал свою карьеру в компании под названием "MIND CTI". Это публичная технологическая компания в Израиле, акции которой торгуются на NASDAQ. Через несколько лет, я стал главным разработчиком. Одной из моих обязанностей было создание R&D-центра компании, в то время в Румынии. Я начал с пятью парнями, и после четырех лет у меня там было 230 сотрудников. Я сказал себе: "Если я настолько хорош в том, что делаю, почему я делаю это для другого человека? Я могу сделать это для себя ".
Но в то время Румыния стала членом ЕС, потому не было смысла развиваться там дальше из-за роста цен. И хорошие разработчики начали покидать Румынию. Поэтому я начал искать в других странах Центральной и Восточной Европы, поскольку мне это было интересно. В конечном итоге, я решил создать свою компанию в Украине. В вашей стране гораздо больше талантливых людей, чем в Румынии, система образования лучше, цены казались правильными.
Я ничего не знал о вашей стране в то время: ни языка, ни культуры. У меня не было никаких связей, но я сказал, что это весьма характерно для израильских предпринимателей. Они не боятся трудностей. Они просто пробуют.
Сейчас IT-рынок в Украине стабилен. С одной стороны, спрос на разработчиков во всем мире постоянно растет. Фактически, есть несколько технологических трендов – «облачные технологии», BYOD (bring your own device) и разработка мобильных приложений – которые генерируют очень большой спрос на разработчиков по всему миру. Эта профессия действительно глобальная. Мир очень небольшой, в смысле, вы можете быть компанией в Сингапуре и искать команды в Киеве. Это действительно глобальная индустрия, и территориальное расположение играет меньшую роль. Конечно, я бы не сказал, что это не важно, потому что одной из трудностей является то, что компания находится в Сингапуре, а команда находится в Украине. Есть временные и культурные различия.
Но иметь глобальный бизнес в этой отрасли гораздо легче, ведь разработка может вестись где угодно. Это значит, что в глобальный спрос на разработчиков влияет и на Украину. Особенно из-за нынешней геополитической ситуации в стране. Война, – называем мы ее так или нет, – это война с Россией.
Из-за этого многие крупные компании, особенно из США, становятся очень чувствительными к ситуации в вашей стране и менее толерантны к рискам. Ведь создание R&D-центра требует большого объема вложений. А американские компании действительно чувствительны к рискам. К примеру, если вы банк из США и у вас есть R&D-центр со 100 сотрудниками в Украине, то вы, наверное, инвестировали в него несколько миллионов долларов. Естественно, вы боитесь потерять эти инвестиции из-за той ситуации, которую не можете контролировать. Некоторые американские компании отменили крупные проекты в Украине или переехали в другие страны.
Так что, сейчас действуют две тенденции. Первая – это глобальный рост спроса на разработчиков, который также оказывает влияние на Украину, а вторая, характерная именно для Украины – это отмена проектов в связи со сложной геополитической ситуацией.
Опять же, у меня нет точных статистических данных, я даже не уверен, что кто-то владеет такими данными, но имея средний бизнес, в котором задействовано около двухсот разработчиков, и разговаривая с моими коллегами из других IT-компаний, я понял то, что ситуация стабильна, в том смысле, что эти две тенденций практически компенсируют друг друга. Спрос на IT-услуги в Украине находится на стабильном уровне, не увеличиваясь, как это было до войны.
В целом, у меня достаточно оптимистичные прогнозы. Если я смотрю на макроуровень, украинские разработчики действительно хороши; система образования нуждается в совершенствовании, но в целом она тоже хороша. Взаимоотношения между Украиной и западным рынком в сфере труда будут продолжаться, по крайней мере, пять-десять лет. Так что если вы посмотрите на прогноз в пять-десять лет, нынешние основные факторы влияния на IT-рынок, будут по-прежнему существовать и обуславливать рост рынка.
Самым большим врагом для украинского рынка на данный момент я считаю не правительство, которое слишком медленно, принимает запоздалые решения и, на самом деле, не понимает IT-рынка. И это даже не Путин, к тому же, я не думаю, что он решиться на действительно крупномасштабное военное вмешательство. Самый большой враг – это «утечка мозгов». Это ужасно, что лучшие разработчики Украины всерьез рассматривают возможность выезда из страны. И выезжают в конечном итоге. Эта тенденция была всегда – люди эмигрировали из Украины в страны ЕС, в США, в Канаду в поисках лучшей жизни. Но мне кажется, что ха последние шесть месяцев эта тенденция увеличилась еще больше, потому что некоторые люди просто потеряли надежду. Они наблюдали за событиями в Украине, за Майданом, и надеялись, что в их жизни проявятся немедленные изменения. Но этого не произошло, наоборот, ситуация только ухудшается. Экономика падает, Путин все еще угрожает Украине. Ваша страна теряет своих лучших сыновей и дочерей, которые уезжают на Запад.
Как остановить «утечку мозгов»? Все очень просто - правительство должно создать лучшую жизнь для людей здесь. Это упрощенный и идеалистический ответ, но это так. Если вы хотите мой лучший совет украинскому правительству – хватит отключать электроэнергию, и обеспечьте людей достаточным количеством горячей воды. Это было бы хорошим началом.
Когда иностранный инвестор приходит в Украину в поиске стартапа для инвестирования, он хочет видеть юридическую структуру, налоговую структуру и, в целом, – возможность делать безопасный бизнес здесь, в Украине. И это является самым большим препятствием независимо от того, насколько интересна идея и сильны предприниматели. Идея может быть прекрасной, предприниматели могут быть действительно сильными. Я могу сравнить с Израилем, например. Если есть инвестор, который хочет вложить свои деньги в какой-нибудь стартап, он проверяет две вещи: потенциал идеи и самих предпринимателей. Являются ли они достаточно сильными, понимают ли они свой бизнес, достаточно ли они мотивированы, чтобы добиться успеха.
В Украине есть еще один аспект – размер моих шансов на то, что мои инвестиции не будут потеряны в связи с изменением геополитической ситуации. Потому что кто-то придет в правительство и изменит налоги. И вдруг весь бизнес рушится, потому что изменения в налогах или другом юридическом аспекте внезапно уничтожает весь бизнес. Этот уровень неопределенности, что является очень специфичным для Украины, не слишком способствует привлечению инвесторов.
Итак, в Украине общий бизнес-климат не слишком привлекателен для инвесторов. Во-вторых, если вы посмотрите на украинских разработчиков и сравните украинских и израильских предпринимателей, то в отношении первых я вижу высокий уровень технической экспертизы и много мотивации. Наверное, здесь жажда успеха даже гораздо сильнее, чем у предпринимателей в Израиле. IT-сообщество уже стало глобальным, и отсутствие некоторых вещей здесь, в Украине, создает большой спрос, что очень хорошо. Высокая мотивация, вероятно, является лучшей основной для предпринимательства.
Но, с другой стороны, в Украине я вижу меньше понимания бизнес-аспектов деятельности IT-компании. Иметь хорошую идею еще недостаточно. Вам нужно создать правильную маркетинговую стратегию, стратегию продаж, развития бизнеса, чтобы иметь возможность управлять компанией в течение всего ее жизненного цикла, – от идеи до прототипа, – чтобы привлечь инвестиции, вырастить этот прототип в реальный продукт, а затем начать продавать его наиболее эффективным способом. Если бы я мог сравнить с Израилем двадцать лет назад, то именно такую ситуацию я вижу сейчас в Украине. Двадцать лет назад в Израиле было очень много предпринимателей с высокой мотивацией, прекрасными идеями, но отсутствовало понимание, как превратить эту идею в реальный бизнес, как развивать продажи и сам бизнес. Я думаю, что украинские предпринимателям предстоит пройти долгий путь, чтобы получить этот опыт.
В Украине сейчас геополитический и экономический кризис. Но если вы посмотрите на IT-компании или стартапы, то увидите, что они получают определенную выгоду от этой ситуации. Прежде всего, финансовую: падение гривны, которая потеряла почти 60% своей стоимости в течение полугода. Для местного бизнеса это катастрофа. Для предприятий-импортеров это еще страшнее. Если у меня есть бизнес, и я импортирую, скажем, айфоны в страну, то цена айфонов, вероятно, значительно возрастет, поскольку я покупаю его за доллары, а продаю на местном рынке за гривну. Но зарплаты не увеличиваются. Сейчас гораздо меньше людей могут приобрести айфоны. Это оказывает очень негативное влияние на бизнес.
Если вы посмотрите на стартапы, на IT-компании, ситуация совершенно противоположная. Поскольку большинство доходов идут в долларах и в евро, твердых валютах, который не меняются в цене. А расходы в гривне. Таким образом, каждая IT-компания или стартап имеет меньше расходов в долларовом эквиваленте.
Давая советы украинским стартапам, я бы сказал, что надо больше думать о бизнесе, создать свой бизнес-план, маркетинговый план, план продаж. Найти нужных людей для налаживания продаж. Попробуйте выйти на рынок как можно быстрее. Нет смысла разрабатывать космические корабли в течение двух лет и только после этого начать продавать их. Разработайте что-то маленькое, достаточное, чтобы получить первые отзывы от рынка, и начинайте активно продвигаться. Используйте возможности, которые вам предоставляет Украина. Тот факт, что вы можете дешево нанимать людей здесь, в Украине, может быть полезным. Если вы хотите нанять менеджера по продажам в Германии, в США, в Великобритании, – это будет очень дорого. Но вы можете нанять онлайн-маркетинговую команду в Украине по относительно низкой цене. И попытаться найти бизнес-модель, где вы можете сделать большинство ваших продаж онлайн.
Если вам удастся найти бизнес на основе интернет-маркетинга, и это надежный бизнес, то вы можете использовать выгоду дешевой рабочей силы, которую вы можете найти в Украине, чтобы относительно быстро достичь продаж и начать строить свой бизнес, быстро генерирующий доходы. Это то, что должно быть сделано в Украине, потому что способность привлекать средства очень ограничены. Сейчас очень трудно получить кредит от банка, а инвестиционное сообщество здесь относительно невелико. Вероятно, вы сможете, имея хороший бизнес и продемонстрировав продажи, найти инвестора даже в Украине. Потому что найти инвестора для запуска это так же, как найти мужа: у каждой жены есть потенциальный муж, главное найти правильного. Если у вас есть хороший рабочий продукт, и вы готовы продемонстрировать способность делать продажи, вы найдете своего инвестора. Но достичь этого в Украине не просто, и лучший способ сделать это – разработать дешевую модель онлайн-маркетинга, где вы можете осуществлять ваши продажи онлайн. Это позволит воспользваться преимуществом недорогой рабочей силы доступной в Украине, и достигнуть нужной выручки сравнительно быстро.
Интервью провела Мила Лернер / InVenture Investment Group