Автомобильный рынок Украины: фаза посткризисного восстановления

Автомобильный рынок Украины: фаза посткризисного восстановления

Автомобильный рынок Украины является одним из самых тяжело планируемых по его объему реализации. Данный фактор обусловлен политической, экономической, валютной нестабильностью. Неустойчивость ...

УКРАИНА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО АВТОРЫНКА

Рассматривая украинский автомобильный рынок, необходимо, прежде всего, отметить основные мировые тенденции развития отрасли. Поскольку влияние последнего на развитие отечественного рынка очевидно. Так, начиная с 2010 г., на мировом автомобильном рынке эксперты фиксируют умеренные темпы роста. В основном этому способствовало восстановление спроса в развивающихся странах, в то время как развитые рынки плавно выходили из состояния кризиса продаж.

Объемы привлеченного финансирования в прошлом году свидетельствуют о восстановлении доверия инвесторов к автомобильному рынку. По этому показателю данная отрасль вышла на третье место после страхового и банковского секторов.

«Начиная с 2011 г. мировой автомобильный рынок входит в фазу посткризисного восстановления, – отмечает Алексей Олейников, к.э.н., управляющий InVenture, директор по стратегическому развитию INEKO Investment Group. – Об этом уже сегодня свидетельствует уверенный рост автопродаж в основных регионах сбыта автомобилей». Так, в 1 квартале 2011 г. продажи легковых авто в США выросли на 20 %, в Китае – на 12 %. Также следует отметить рост автопродаж в СНГ, в частности в РФ в 1 квартале 2011 г. продажи авто увеличились на 77 %. В то же время, как утверждает эксперт, в целом по ЕС продажи автомобилей продолжают снижаться. «По итогам 1 квартала 2011 г. падение составило 5 %. В апреле 2011 г. ситуация особо не изменилась – продажи сократились на 4 %», – приводит данные Алексей Олейников.

Среди европейских стран, которые показали положительную динамику автопродаж, следует выделить Германию и страны Прибалтики. Наиболее критичная ситуация наблюдается в Японии, где в связи с природными катаклизмами и последующей приостановкой автомобильных производств, существенно сократились объемы выпуска и продаж авто. «В апреле 2011 г. объем автопродаж в Японии упал на 51 %, при этом наибольшие потери понесли корпорации Toyota (падение продаж 69 %), Honda (49 %), Nissan (37 %). При этом спрос на бренды японских автомобилей продолжает расти. На заводах японских корпораций в апреле 2011 г. отмечен рост 43 %», – подытоживает эксперт INEKO Investment Group.

Что же касается автомобильного рынка Украины, то здесь в 2010 г., по данным компании «Ситроен Украина», наблюдалась отрицательная среднегодовая динамика, несмотря на увеличение продаж относительно предыдущего года. В указанный период производство автомобилей в стране значительно сократилось. Причиной сложившейся ситуации, по мнению экспертов, была недостаточная государственная поддержка отрасли в пик кризиса, а также ограничения, сопутствующие статусу чистого импортера автомобилей (Китай, Индия и Бразилия являются чистыми экспортерами).

Показатели развития рынка автомобильного ритейла Украины в 1 квартале 2011 г. также свидетельствуют о тенденции восстановления рынка после его существенного падения в кризисный период. По данным INEKO Investment Group, за январь–март 2011 г. продажи автомобилей возросли на 44 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. «Следует также отметить рост внутреннего производства автомобилей такими отечественными компаниями как «ЗАЗ», «Богдан» и «Еврокар». За 1 квартал 2011 г. в Украине было произведено 22,8 тыс. автомобилей и автобусов, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель 2010 г.», – говорит Алексей Олейников. По экспертным оценкам представителей автомобильного бизнеса Украины, отечественный рынок авторитейла по результатам 2011 г. покажет рост около 30 %. В большей степени это объясняется ростом экономики, снижением ставок автокредитования, а также смягчением требований к заемщикам, отложенным спросом на приобретение автомобилей в кризисный период, относительно низким уровнем парка легковых автомобилей.

ГОСУДАРСТВО В ПОМОЩЬ АВТОРИТЕЙЛУ
В Украине сокращение объемов продаж автомобилей было весьма заметным по сравнению, скажем, с Россией или Беларусью. В период с 2007 по 2010 гг. среднегодовой показатель снижения объема продаж составил 35 %. При этом в 2009 и 2010 гг. продажи упали на 74 % и 8 % соответственно. Наибольшее падение доли продаж новых легковых автомобилей продемонстрировали области Восточного региона страны (в частности Днепропетровская и Донецкая обл.). В то же время, Южный регион Украины, как в целом, так и по отдельным областям, демонстрировал рост доли. Доля же Западного региона в 2009 г. сопоставима с долей 2008 г. Однако, несмотря на то что в данный момент наблюдается постепенное восстановление экономики страны, сейчас нет оснований ожидать быстрого роста автомобильной промышленности и достижения пиковых результатов 2008 г., который, по данным Информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг», стал рекордным за всю историю автомобильного рынка Украины. Эксперты группы отмечают, что в тот период было продано более 623 тыс. новых автомобилей, что соответствовало росту продаж на 14,9 %.

2008 г. был знаменателен еще и вступлением Украины в ВТО, с последующим изменением законодательства. Фактически, по мнению специалистов «Автоконсалтинга», снижение темпов роста рынка к 20 % и переход в режим стагнации во многом был обусловлен именно процессами, связанными с новыми «правилами игры» в рамках ВТО.

Следует также отметить, что резкое сокращение объемов автомобильной сборки внутри страны было связано в первую очередь со снижением объемов импорта и местной сборки комплектующих. В то время как уже начавшееся восстановление экономики Украины способствовало росту доходности местных производителей, объем сборки компонентов в 2010 году увеличился на 20 %, что свидетельствует о потенциале данного сегмента. При этом, как отмечает Наталья Катаева, PR-менеджер компании «Ситроен Украина», для обеспечения возможностей дальнейшего развития автомобильной промышленности Украины необходимо проведение более четкой комплексной политики со стороны государства в отношении данной отрасли.

«Отдельное внимание со стороны государства следует уделить вопросам формирования организованной торговли на рынке поддержанных автомобилей, – говорит Алексей Олейников. В частности необходимо выделить такой формат торговли как автомобильные аукционы, которые в силу неразвитости законодательной базы не находят распространения в Украине». В то же время, как отмечает эксперт, автомобильные аукционы в мировом масштабе являются основным элементом цивилизованного и прозрачного вторичного рынка автомобильных транспортных средств, на которых реализуется 50–60 % поддержанных авто развитых стран мира. В контексте целесообразности перехода Украины на новые, прозрачные правила игры на рынке поддержанных автомобилей было бы актуальным провести детальный анализ опыта функционирования автомобильных аукционов в развитых странах. Также следует оценить потенциал украинского автопарка и его возможности интеграции в аукционную систему продаж, включающую предпродажную подготовку и восстановление аукционных автомобилей, систему интернет-торговли, дисконтные продажи наряду с продуманными и более совершенными правилами проведения сделок купли-продажи автомобилей.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Несмотря на неутешительные результаты развития украинского рынка авторитейла в предыдущие года, сегодня в формировании данной отрасли наблюдаются позитивные тенденции. Так, по данным INEKO Investment Group, в 1 квартале 2011 г. ВВП Украины вырос на 5,2 %, при этом средние реальные ставки по автокредитам в мае 2011 снизились до 15 %. Вследствие этого за 1 квартал нынешнего года в кредит было приобретено 5,7 тыс. автомобилей на сумму 850 млн грн. А это практически в 2,5 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года. «Однако следует отметить, о прогнозируемом падении продаж в 2011 г. некоторых моделей автомобилей японского производства, – говорит Алексей Олейников. – Так, например, в начале апреля крупнейшим автодилером Honda были распроданы практически все модификации автомобилей Honda Accord, при этом ближайшие поставки четко не определены и намечены на июнь–август 2011 г. в ограниченном количестве».

Восстановление украинского автомобильного рынка оказывает положительное воздействие на дальнейшее развитие сегмента продаж автомобилей. Несмотря на низкую оборачиваемость автопродаж и проблемы с ликвидностью, с которыми столкнулись украинские автодилеры в кризисный период, многие крупные компании смогли сохранить свою деятельность, успешно реструктуризировать долги, а также несколько увеличить объем продаж в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

Как и ожидалось, некоторым мелким и монобрендовым автодилерам пришлось уйти с рынка, что в свою очередь позволило более сильным игрокам подобрать под себя рыночную нишу за счет ослабевших конкурентов и в дальнейшем позволит получать дополнительные преимущества по мере восстановления авторитейла.

«К 2012 г. автомобильные дилеры, скорее всего вновь вернуться к стратегии экспансии (открытие новых салонов и модернизация существующих), что усилит инвестиционную активность в данном сегменте бизнеса», – подытоживает эксперт INEKO Investment Group.
В целом, по словам экспертов, необходимо отметить серьезный потенциал украинского автомобильного рынка, поскольку количество автомобилей на 1000 жителей остается невысоким (а именно 182) по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономики (РФ – 244, в Чехии – 429, Польше – 462). Поэтому выход из кризиса и рост украинской экономики будет означать реализацию перспектив автомобильного рынка.

РОСТ МИРОВЫХ ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В 1 КВ. 2011 Г.*

Страны
1 квартал 2011 г. к 1 кварталу 2010 г., %
Россия
77 %
Украина
44 %
США
20 %
Китай
12 %
ЕС
-5 %
Япония
-32 %

             * По данным Inventure

Читайте также