В Украине рождается крайне мало успешных стартапов, которые завоевывают мировые рынки. Одним из таких немногочисленных проектов является онлайн-платформа SeaRates, которая позволяет управлять морским грузоперевозками в режиме онлайн. С помощью сервиса можно доставлять свои товары в любую точку Мира по самым оптимальным тарифам, составленным с учетом сроков доставки товаров. Недавно платформа SeaRates была выкуплена компанией DP World, которая является одним из самых больших в мире портовых операторов. На данный момент SeaRates – одно из структурных подразделений DP World. Мы взяли интервью у основателя SeaRates Сергея Джашитова и расспросили его о деятельности проекта, сделке с DP World, текущей ситуации на рынке грузоперевозок и инвестициях в морские грузоперевозки.
Когда начались переговоры с DP World о приобретении SeaRates? Что конкретно предлагал DP World? Почему вы приняли предложение?
Мы достаточно давно вели переговоры с DP World, они обратились к нам еще три года назад. Мы изначально хотели с ними работать, но в ходе переговоров с DP World мы также общались с топ-менеджерами других крупнейших компаний мира, в том числе и с самой большой судоходной компанией Maersk Line и одной из крупнейших японских корпораций Sumitomo. Они также интересовались проектом, но DP World показался нам наиболее привлекательным инвестором, так как это крупнейший мировой портовый оператор, а значит инфраструктурный игрок. Стоит понимать, что наш проект – это платформа для клиентов, которые заказывают перевозки грузов каждый день. Если бы мы согласились на предложение крупного перевозчика, то платформа существовала бы исключительно для нужд этой компании. Поэтому DP World больше подходил на роль инвестора.
Планируете ли вы раскрывать сумму сделки?
Я могу раскрыть сумму сделки только в том случае, если мы попадем в число проектов, которые стоят миллиарды долларов (смеется). На самом деле сумма сделки является конфиденциальной информацией и согласно договору не разглашаема.
Велись ли ранее переговоры с другими инвесторами? Если да – почему сделки с ними в итоге не состоялись?
Мы до 2019 года активно инвесторов не искали. Все встречи проходили в Одессе. В течение 10 лет мы росли и развивались в сложных условиях. Мы первыми создавали онлайн-приложения для логистики. Никто до этого нечего подобного не делал и поэтому мы пользовались популярностью среди участников цепи поставок. Доходы способствовали дальнейшему развитию проекта. Изначально не было желания “продаваться”. Однако, нас стали замечать, мы вошли в ТОП-5 крупнейших платформ в мире в своей сфере и нужно было принимать решение о предоставлении нового уровня сервиса нашим клиентам. В одиночку это заняло бы намного больше времени.
Что поменялось в работе SeaRates после завершения сделки с DP World? Как сделка отражается на прибыли компании?
Мы стали контролировать качество работы перевозчиков, выступать в качестве арбитра в спорных ситуациях. Например, зачастую перевозчики имеют привычку переносить дополнительные неучтенные расходы на плечи клиента… Решать подобные вопросы самостоятельно трудно. С компанией DP World заказ перевозки выходит на совсем другой уровень. Теперь клиент чувствует себя полностью защищенным. Помимо SeaRates мы также развиваем платформы AirRates и LandRates. Эти три платформы будут фундаментом для развития новой цифровой логистики. К платформам будут подключаться новые перевозчики, будет создана единая база тарифов. Вы сможете покупать товары в любой точке Мира, так же просто, как и продукты в соседнем супермаркете.
Что ожидает рынок морских перевозок в Украине в текущем году?
Большинство морских перевозок в Украине проходят через три порта. Это порт Южный, гавани Черноморска и Одессы. Порт Южный будет активно развиваться. Появятся новые технологии, которые позволят уменьшить скорость погрузки и выгрузки. С помощью DP World некоторые судоходные линии перекочуют из Черноморска в Южный. Сама же Одесса полностью станет туристическим центром, судоходные линии будут из города уходить. В современном мире грузовой порт не может находиться в туристической зоне.
Южный несомненно выиграет конкуренцию. Порт активно развивает перевозки во все уголки Украины с помощью железных дорог. Поезда – это дешевый и экологически чистый вид транспорта. С помощью развитой в Украине сети сухих терминалов, железнодорожная логистика выходит на новый уровень. Пропадает необходимость в доставке грузов автотранспортом на большие расстояния, это несомненно позитивно отразится на состоянии наших дорог.
Как повлияла пандемия COVID-2020 на прибыль SeaRates?
Во время карантина магазины, которые были готовы к дистрибуции своих товаров в режиме онлайн увеличили свои продажи. Их дальновидная стратегия, заключавшаяся в организации онлайн поставок товаров своим потребителям, позволила одержать убедительную победу над консерваторами. Многие предприниматели, наверное, пожалели, что не были готовы к такому повороту событий. Международная доставка товаров не является исключением.
Сегодня, мы отрабатываем самые популярные мировые направления. Это, в первую очередь, Юго-Восточная Азия и Америка. Начинаем работать и с Украиной.
Во время карантина менялся ли режим работы пунктов обработки грузовых контейнеров? Если менялся, то как? Повлияла ли пандемия на мировой рынок морских перевозок?
На всю мировую экономику пандемия естественно влияет негативно. Прежде всего это связано с сокращением рабочих мест и снижением покупательной способности населения. Срабатывает эффект домино. Поэтому это также отрицательно сказывается на росте грузоперевозок. Однако, резкого падения так и не произошло, а на некоторых мировых направлениях грузопотоки сохранили свой привычный тренд. Тем не менее, в глобальном масштабе рынок контейнерных перевозок просел на 3-6 процентов.
Какие страны возобновили морские порты и терминалы?
На данный момент ситуация полностью стабилизировалась в Китае. В начале эпидемии в Китае возник затор контейнеров в портах, а сами порты были заблокированы. Это привело к хаосу и пробкам, но Китай естественно справился.
Как пандемия повлияла на фрахтовые ставки морской перевозки? Что влияет на них глобально – без учета пандемии?
Кризис ужесточает конкуренцию, борьбу за клиентов, борьба сказывается на тарифах, чем ожесточеннее идет борьба, тем ниже тарифы. Контейнерные перевозки не являются исключением.
Как вы оцените рынок морских перевозок Украины в целом? Какие существуют проблемы привлечения инвестиций на рынок морских перевозок в Украине? И какие шаги должно предпринять правительство для привлечения иностранных инвесторов?
Прежде всего контейнерный бизнес зависит от политических и экономических рисков. Для Украины политические риски являются важнейшим фактором развития морской отрасли. Напомню, что еще 25 лет назад в Украине функционировала крупнейшая судоходная компания Мира, Черноморское морское пароходство, работали крупнейшие СРЗ и имелся бесконечный потенциал кадров в любой сфере морского бизнеса. Сегодня Одесса превратилась в кузницу кадров для крупнейших судоходных компаний по всему Миру. Это никуда не делось. Находчивые предприниматели смогли кое-что сохранить из прошлого наследия ЧМП.
Существовали ли проблемы (неприятные ситуации) у SeaRates с перевозкой проблемных грузов? Как вы их решили?
С проблемными грузами мы редко сталкивались. В принципе, в наше время любую ситуацию с проблемным грузом можно достаточно легко решить. У предпринимателя всегда есть возможность застраховать свой груз и перенести все риски на плечи страховой компании. Поэтому перевозка опасных грузов в современном мире это тривиальный вопрос. На дворе уже XXI век.
Какие для вашей компании самые перспективные направления перевозок? Почему? По каким критериям вы определяете для себя перспективность перевозок по тому или иному направлению?
Учитывая, что мы являемся онлайн-платформой, то нам интересны те направления, где чаще всего покупают тарифы. Естественно, что это страны с развитой экономикой (G20).