1. Анализ тенденций развития рынка мясных полуфабрикатов в Украине
Мясные полуфабрикаты – это изделия из разных видов мяса, которые готовы к кулинарной обработке. Ассортимент мясных полуфабрикатов очень широк и на полке любого магазина найдется несколько видов таких продуктов, замороженных или охлажденных. Охлажденная продукция более дорогая из-за короткого срока годности и связанными с этим рисками финансового ущерба для продавца.
Особенности рынка мясных полуфабрикатов в Украине:
- Необходимость специальных условий хранения и транспортировки
- Короткий срок годности для охлажденных полуфабрикатов.
- Высокие требования санитарно-гигиенических условий на всех этапах технологического процесса.
- Неоднородность рынка – к полуфабрикатам относят как переработанное мясо с добавками, так и просто нарезанное мясо.
– Производителями полуфабрикатов выступают не только мясокомбинаты, но и ритейлеры, в которых есть мясные цеха. Они могут обрабатывать туши, делать порционную нарезку, панировать мясо, готовить фарш и замороженные полуфабрикаты на его основе (котлеты, тефтели, блины с мясом и т.п.).
- Сокращение доли мясных полуфабрикатов, продаваемых на вес. Потребители все чаще обращают внимание на знакомый бренд, поскольку это снижает вероятность покупки некачественной контрафактной продукции.
В 2022 г. рынок полуфабрикатов показал спад, связанный с началом полномасштабного вторжения россии в Украину, последующими девальвацией гривны, экономическим кризисом и снижением спроса и покупательской способности населения. Емкость рынка мясных полуфабрикатов в натуральном выражении в 2022 г. снизилась на 81 % и составила 4,1 тыс. т. В денежном выражении падение рынка несколько ниже.
Таблица 1
Общие показатели рынка полуфабрикатов на основе куриного мяса, в денежном выражении, млн. грн.
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Емкость рынка |
1620,6 |
2197,6 |
3096,7 |
1111,7 |
Прирост, % |
35,6% |
40,9% |
-64,1% |
Источник: оценка Pro-Consulting
Ключевые тенденции на рынке мясных полуфабрикатов:
- Сокращение покупательной способности, повлиявшее на продуктовую корзину и расходы населения. Сейчас в основном потребители покупают более дешевые продукты, отдавая предпочтение куриному мясу.
- Переход к производству консервированных продуктов (тушенка, паштеты и т.п.), имеющих длительный срок и более простые условия хранения;
- Снижение объемов внутреннего потребления продуктов питания вследствие миграции населения за границу, как следствие – увеличение экспорта.
Популярность здорового образа жизни и осознанного питания на рынке полуфабрикатов приводит к следующим потребительским предпочтениям:
1) выбор изделий без панировки, с минимумом муки и различных добавок, изделий из цельного куска мяса, а не из фарша;
2) сокращение потребления мясных полуфабрикатов.
2. Производство с мясных полуфабрикатов в Украине
Производство мясных полуфабрикатов из курицы включает в себя котлеты, тефтели, шницели, нагетсы, стрипсы и аналогичную продукцию.
Отрасль испытывала негативное влияние экономического кризиса и полномасштабной войны. Объемы производства напрямую зависят от количества производимого мяса. В 2020 г объемы производства выросли на 16,7 % относительно предыдущего года, однако уже в 2021 г. производство незначительно снизилось до 12 тыс. т.
В военный период производство почти на всех предприятиях, которые были удалены от зон активных боевых действий, продолжали производство мяса курицы, однако общий объем снизился по сравнению с довоенными месяцами, что обусловлено уменьшением поголовья птицы, прекращением функционирования предприятий, которые были расположены на востоке Украины (МХП, являющееся лидером среди производителей и экспортеров в марте 2022 года почти не производило продукцию). Также на снижение производства мясных полуфабрикатов повлияло повреждение холодильных складов и энергетический кризис, крупные игроки перешли на производство консервов – продукт, не требующий специальных условий хранения и востребованный, в частности для обеспечения вооруженных сил, так и регионов, пострадавших от военных действий. Таким образом, объем производства в 2022 г. сократился на 53,2 %
Полуфабрикаты не являются основой питания в Украине, поэтому с ростом реальных доходов потребители предпочитают приобретать непереработанное мясо.
3. Внешняя торговля мясными полуфабрикатами в Украине
В структуре производства мясных полуфабрикатов в Украине на экспорт приходится лишь незначительная доля – около 5 %. Несмотря на незначительные объемы, экспорт демонтировал устойчивую тенденцию роста до 2022 г.
После начала полномасштабной войны экспорт полуфабрикатов из курятины с территории Украины снизился на 8%. Одной из основных причиной стала необходимость обеспечения внутреннего рынка на фоне снижения объемов производства. Дополнительным фактором стало блокирование морских портов Украины, через которые происходила торговля продукцией, необходимость выстраивания новых логистических маршрутов.
Диаграмма 1
Географическая структура экспорта мясных полуфабрикатов из Украины в 2022 гг. в натуральном выражении, %
Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting
Импортная продукция представлена на украинском рынке в незначительных объемах, однако в довоенные годы поставки показывали положительную динамику роста. В 2021 г. объем импорта мясных полуфабрикатов вырос в 5 раз по сравнению с 2019 г и составил 12 тыс. т.
В 2022 году объем импорта снизился на 92%, что прежде всего связано с полномасштабным вторжением России и, как следствие, временным закрытием основного потребителя импортной продукции – сети ресторанов McDonalds.
4. Потребители и их предпочтения
В связи со снижением покупательской способности населения украинские потребители предпочитают продукты из мяса птицы.
Диаграмма 2
Сегментация рынка мясных полуфабрикатов в Украине по видам мяса, в натуральном выражении, %
Источник: по данным операторов, оценка Pro-Consulting
Возраст типичного потребителя мясных полуфабрикатов составляет 20-45 лет. В основном это жители городов, поскольку жители сел, в большинстве случаев, имеют собственное подсобное хозяйство и редко приобретают полуфабрикаты. Уровень доходов основной группы потребителей – средний и ниже среднего. Мясо и продукты переработки являются неотъемлемой частью питания большинства людей, однако из-за невысоких доходов большая часть потребления приходится на курятину и полуфабрикаты из данного вида мяса.
Чаще всего (около 70%) закупкой мясных полуфабрикатов занимаются женщины. Основными потребителями исследуемого товара являются люди, стремящиеся не тратить свое время на приготовление, в том числе женщины-домохозяйки для быстрого приготовления блюд для семьи, студенты, особенно проживающие самостоятельно, мужчины, желающие приготовить быстро и просто.
Современные покупатели обращают внимание на информацию о производителе продукции, составе, дате производства и температурных условиях хранения (особое внимание концентрировалось в периоды блекаута). Внешний вид упаковки менее важен для покупателя, но яркая упаковка это позволяет запомнить товар для будущих закупок. В сегменте полуфабрикатов потребители стремятся получить уникальные вкусовые качества, поэтому часто пробуют новые продукты.
Однако большинство потребителей между выбором приготовления полуфабрикатов и доставкой готовой пищи предпочитают второй, так как это не занимает время на приготовление, еду можно заказать еще по дороге домой, что было особенно удобно в периоды отключений электричества при отсутствии возможности приготовить пищу на электрических плитах.
5. Выводы
В 2022 г. производство куриного мяса и продуктов его переработки снизилось в связи с остановкой части предприятий на востоке и юге страны, вызванных военными действиями и разрушениями в данных регионах. К примеру, МХП, которое является лидером среди производителей и экспортеров куриной продукции, в марте 2022 года почти не производило продукцию. Повреждение холодной логистики, энергетический кризис, вызванный обстрелами критической инфраструктуры, и потребности рынка (обеспечение армии и населения) привели к наращиванию объемов производства мясных консервов, не требующих создания особых условий для длительного хранения.
Рынок мясных полуфабрикатов в 2022 году снизился относительно показателей довоенных лет.
Дальнейшее развитие будет происходить под влиянием следующих факторов:
– повышение уровня реальных доходов населения;
- развитие потребительских предпочтений в еде вне дома, популярность фастфудов, возобновление работы McDonalds;
- тенденции мясной отрасли – соотношение видов мяса, его предложения и стоимости;
- улучшение логистической инфраструктуры (холодильных складов, автохолодильников);
- развитие технологий обработки мяса;
– изменение привычек питания.
Согласно базовому прогнозу, емкость рынка полуфабрикатов в следующие 3 года будет иметь тенденцию к росту, однако вернуть объемы до довоенных времен не сможет. Сильный скачок в росте ожидается в 2023 году за счет увеличения объемов импорта (через открытие сетей ресторанов McDonalds). Ухудшить данную динамику может затяжной экономико-политический кризис, который возникнуть на территории Украины в ближайшие военные или после военные годы, а также осложнение логистики внешней торговли.