Анализ рынка семечек подсолнечника и фисташек в Украине

Анализ рынка семечек подсолнечника и фисташек в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка семечек подсолнечника и фисташек в Украине в 2019-2023 гг.

1. Факторы влияния на рынок семечек подсолнечника и фисташек в Украине

На рынке семечек и фисташек произошли значительные изменения в период 2022-2023 гг.

Основными факторами, повлиявшими на объем рынка, были снижение численности населения, рост цен и изменение бюджета расходов на целевую продукцию рынка. Потеря части территории в результате оккупации, боевых действий и т.д. обусловили сокращение рынка в 2022 году.

Основными препятствиями развития рынка со стороны спроса стали миграция населения, снижение доходов, а также инфляция. Со стороны предложения на рынке, факторами, влияющими на уменьшение объема производства семечек подсолнечника, были снижение объема реализации продукции, уменьшение сырьевой базы, а также уменьшение экспорта подсолнечника в 2022 году.

2. Производство семечек подсолнечника и фисташек в Украине

Таблица 1

Анализ рынка семечек подсолнечника и фисташек в Украине

В структуре потребления в течение всего периода преобладает отечественное производство продукции. Производство семечек подсолнечника в Украине в 2022 году снизилось незначительно по сравнению с довоенным периодом (около 7 %) и составило 13,56 тыс. тонн.

Емкость рынка фисташек увеличилась в 2020 году на 104% относительно предыдущего периода, в течение 2021 года - на 43%, но в следующем периоде она сократилась на 95%.

В целом предприятия-производители сконцентрированы в центральной и южной частях Украины, что обуславливается близостью к традиционным полям, которые засеваются подсолнечником.

Основными производителями семечек подсолнечника в течение последних лет являются компании «Снек продакшн» и «Лидер Снек» с общей часть рынка около 83 %.

Лидеры рынка располагают несколькими брендами семечек, выделенными по качеству продукта, ценовой категории и, в меньшей степени, сегменту потребителей. Крупнейшие производители семечек пожсолнечника занимаются также производством других видов семечек и снеков, деятельность направлена ​​на широкий сегмент потребления в целом. Мелкие компании занимаются узконаправленным производством, поскольку имеют ограниченные объемы входного сырья, низкопроизводительное оборудование и слабую сбытовую сеть, а производство пакетированных семечек носит нишевый характер.

Диаграмма 2

Анализ рынка семечек подсолнечника и фисташек в Украине

Как показывает исследование, сокращение объема производства и реализации продукции на 7-8% в 2022 году сопровождается такими тенденциями, как: уменьшение ассортимента продукции с добавками, сосредоточенность на основной продукции и усиление конкурентных преимуществ крупнейших операторов рынка. Доля малых производителей на рынке сокращается, а конкурентные позиции лидеров усиливаются.

3. Внешняя торговля фисташками в Украине

Рынок фисташки в Украине в 2021 году был достаточно конкурентным. В 2022 году ситуация существенно изменилась – уменьшился как общий объем рынка, так и количество операторов рынка. Многие компании вышли с рынка или прекратили импорт фисташки. Возросла концентрация рынка. Последние тенденции на рынке фисташек свидетельствуют о его общем сокращении из-за выхода большинства операторов.

Диаграмма 3

Анализ рынка семечек подсолнечника и фисташек в Украине

В 2021 году импорт фисташек в Украину составил 0,96 тыс. т.. В 2021 году эта цифра увеличилась на 44%. Однако уже в 2022 году можно было увидеть стремительное уменьшение импорта – на целых 95%.

4. Каналы сбыта семечек подсолнечника и фисташки в Украине

Основными способами реализации продукции являются:

  • Продажа в оптово-розничной сети FMCG офлайн (супермаркеты, продовольственные магазины, киоски и т.п.);
  • Использование онлайн-площадок (платформ и сайтов) для реализации продукции.

При этом можно выделить два основных сегмента рынка – В2В и В2С. На данный момент онлайн-площадки (преимущественно сайты компаний) используются именно для реализации продукции на В2В сегмент (для ФЛП-ов, и других коммерческих посредников), но использование онлайн-площадок, таких как Розетка, Zakaz.ua, Prom.ua и т.п. предоставить преимущества тому оператору рынка, который найдет в этом канале распределения нужную целевую аудиторию.

Выводы

Основным фактором изменений рынка остается военное положение экономики Украины. Состояние рынка будет зависеть от того, как военные действия будут влиять на потребителей (население в целом и целевую аудиторию) рынка, что будет отражаться на спросе на семечки и фисташки.

Восстановление рынка в ближайшие годы маловероятно, если учитывать влияние демографических, экономических факторов и тенденций рынка. Но уже в 2024 году, по другим благоприятным факторам (урожайность, восстановление спроса, вкусы потребителей), ожидается рост рынка по сравнению с объемом 2023 года.

 

Этот материал является частью исследования, проведённого специалистами компании Pro-Consulting. Для получения более подробной информации посетите официальный сайт компании pro-consulting.ua.

Pro-Consulting – украинская консалтинговая компания, лидер в сфере аналитики, маркетинговых исследований рынков, разработки стратегий, экспортного и финансового консалтинга; консультант по привлечению грантов.

pro-consulting.ua
+38 (044) 233-34-32
[email protected]

Читайте также