Анализ рынка вина в Украине

Анализ рынка вина в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка вина в Украине, 2021-2023 гг.

1. Тенденции рынка

После начала войны в 2022 году рынок вина в Украине претерпел значительные изменения. Импорт из стран, таких как Грузия, Аргентина, Армения, США, Чили, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка, снизился из-за ограничения логистических цепочек и платежеспособности украинских потребителей.

В 2023 году рынок вина в Украине начал оживляться благодаря увеличению производства и экспортно-импортных операций, в частности из стран Европы. По сравнению с 2022 годом, в 2023 темп прироста долей импорта из Италии и Испании увеличился более чем на 30%, в то время как Франции - более чем на 50%, а Германии - более чем на 70%. Изменения в логистических процессах ускорились, появились новые склады на более защищенных территориях, что позволило расширить возможности доставки заказов. Объемы поставок и реализации увеличились, в том числе из-за увеличения количества магазинов и внедрения интересных предложений и лояльных ценовых программ.

В 2023 году в Украине наблюдался значительный рост импорта белых вин, в частности из Рейнгау, Долины Луары, Лацио, Трентино, Альто Адидже, Вельдепенас, Мадейры, Мускатель де Сетубал и Марсалы. При этом потребители проявили интерес к отечественным винам, что и отразилось на спросе украинских вин на просторах сети "ROZETKA".

Заметный спад импорта наблюдался у вин из Наварры и Валенсии. Увеличение потребления белых вин может быть связано с ростом интереса к здоровому образу жизни, поскольку белое вино воспринимается как менее потенциально вредное из-за меньшего количества танина. Также, потребители проявляют большую склонность к импортным винам, поскольку ассоциируют их с высоким качеством и надежностью, а также из-за активного развития винной культуры в Украине, что включает проведение винных мероприятий и дегустаций

В последние годы в Украине наблюдается тенденция к уменьшению количества малых производств винодельческой продукции. В 2013 году малых производств насчитывалось около 100, в 2018 году - 52, а в 2023 году - только 26. По состоянию на 2023 год, в Украине насчитывается 144 винодельческих предприятия, в том числе 29 малых производителей винодельческой продукции.

2. Производство вина в Украине

Производство вина в Украине в 2022 году составило 55 млн л, ч меньше, чем в 2021 году. Вследствие начала полномасштабного вторжения и боевых действий на территории страны, большая часть южных территорий, где также находились и виноградники - оказалась заминирована. В 2022 году, винодельня "Оливия" и "Таирово Вайнери" расположены на берегу Днепро-Бугского лимана, оказались у линии фронта, а также пострадали и виноградники компании "Graevo", которые находились вблизи Запорожской АЭС и находятся в оккупации.

У виноделов возникли проблемы из-за повреждений и и уничтожения мощностей, усложнения логистики и разрушение систем хранения, поскольку цепочка поставок сырья и готовой продукции была нарушена. Например, в марте 2022 года был уничтожен главный склад импортера вин "Good Wine", где хранилось 1,6 млн бутылок вина, из которых 15 тыс. были объектами коллекционирования. В результате обстрелов в 2023 году на винодельне "Falko Winery", которая расположена в Николаевской области, было зафиксировано повреждение виноградников и производственного цеха.

Оценочная емкость украинского рынка вина в денежном выражении в 2023 году составляет более 200 млн долл США, однако этот показатель все еще меньше емкости рынка до начала полномасштабного вторжения. Снижение экспорта в денежном выражении в 2023 году по сравнению с 2021 годом произошло за счет увеличения части экспорта виноматериалов, которые в 2023 году составили более 70% от общего объема поставок.

Таблица 1

 202120222023
Емкость рынка332,2174,0232,0
Темп прироста, %-47,5%+33,3%

В последние годы в Украине уменьшилось количества малых производств винодельной продукции. В 2013 году их было около 100, в 2018 году - 52, а уже в 2023 году - только 26. Между тем, общая емкость рынка вина в 2023 году выросла на 8,5% по сравнению с 2022 годом, особенно благодаря развитию мощностей в Западной Украине, где находится один из крупнейших производителей вина "COTNAR".

Для поддержки этого развития и стимулирования отрасли, в 2023 году в Верховной Раде Украины был принят законопроект № 9030, который упрощает хозяйственную деятельность малых производств винодельческой продукции. Основная цель закона - уменьшение бюрократических препятствий для малых производителей путем отмены необходимости получать лицензии на производство алкогольных напитков, а также обеспечение им доступа к украинскому сырью для производства вина.

Закон также дает возможность малым производителям участвовать в государственных программах поддержки, таких как "Доступные кредиты 5-7-9" и грантовая программа "естьРобота", что будет способствовать увеличению площадей выращивания винограда и развития крафтового производства вина.

Дополнительно, в январе 2024 года готовился ко второму чтению законопроект №9139 "О винограде и продуктах виноградарства", который предусматривает внедрение европейских стандартов в винодельческой отрасли. В частности, он регламентирует создание виноградарско-винодельческого реестра, содержащего информацию о производителях и объемы производства вина, что будет способствовать большей прозрачности и контроля в отрасли. В настоящее время проект закона еще на рассмотрении.

3. Внешняя торговля

По состоянию на 2023 год, доля импорта вина в натуральных показателях составляет более 50%. Тенденция к росту доли импорта является результатом уменьшения производства из-за войны и сокращения количества малых производств винодельческой продукции.

Преобладание импорта над экспортом отражает недостаточную развитость отрасли и важность ее стимулирования со стороны государства.

Относительно структуры импорта, в 2023 году красные вина составляли примерно 60% от общего объема импортируемого вина, что свидетельствует о высокой популярности этого вида среди украинских потребителей. Тихие вина составляли наибольшую долю в структуре импорта - 62,9%, что также свидетельствует об их популярности. Игристые вина составляли 26,4%, тогда как вермут и портвейн составляли меньшие доли - 5,9% и 4,7% соответственно.

Что касается экспорта, также преобладают красные вина, что связано с традициями выращивания винограда в Украине. Одесская область специализируется на красных винах, тогда как Закарпатье - на белом винограде. В 2023 году более 50% виноделия Украины концентрировалось в Одесской области.

Диаграмма 2

Структура экспорта вина, в натуральных показателях в 2023 году, %

4. Потребительские предпочтения

В 2022 году, после начала полномасштабной войны, возникло сокращение потребления и производства алкогольных напитков. Продажи спиртных напитков снизились как минимум на треть, а в некоторых категориях это падение составило даже больше 50%. Основной причиной стал запрет на употребление алкоголя, а затем ограничение его продажи в течение дня.

В январе-июне 2022 года украинцы купили пива на 6,8 млрд грн., что меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Продажи водки и вина упали более чем на 50%, а коньяка почти на 70%.

Снижение продаж объясняется несколькими причинами. Во-первых, с конца февраля до начала апреля продажа алкоголя была запрещена. Даже после снятия запрета, некоторые ограничения на продажу алкоголя остались в силе, что также привело к дальнейшему снижению потребления.

Основная массовая аудитория алкогольных напитков, в частности вин, в Украине - трудоспособное население, которое, в основном, может посещать магазины только после окончания рабочего дня. Это привело к уменьшению импульсивных приобретений алкоголя. Например, в 2022 году, в "GoodWine" отметили, что в августе средний чек по сравнению с аналогичным периодом 2022 года упал на 10%, а количество клиентов - на 15%.

Изменилось также экономическое поведение украинцев, которые сейчас следят за снижением расходов и ищут более доступные товары. Снижение покупательской способности населения негативно сказалось на потреблении вина. Поскольку вино не является продуктом первоочередной необходимости, его продажи ощутимо снизились. Дополнительно, логистические проблемы стали еще одной сложностью, затрудняющей формирование необходимых запасов и ассортимента.

Следствием начала войны также стало уменьшение основных потребителей вина. По состоянию на июнь 2023 года, за рубежом находились более 8 млн украинцев, среди которых большинство - женщины.

В мае 2023 года, Украинским институтом будущего, для оценки эмоционально-психологического состояния украинцев во время войны с россией, был проведен опрос, согласно которому, более 80% респондентов употребляет алкогольные напитки. Из опрошенных, более 50% пьет алкоголь несколько раз в месяц, 15% - несколько раз в неделю, в то время как 3% - ежедневно. Среди основных причин употребления алкогольных напитков - отдых, восстановление сил.

По данным операторов рынка, современной тенденцией является то, что украинцы начали больше употреблять сухие вина, и все меньше - полусладкие, как это было 20 лет назад. Зимой пьют больше красных, летом - больше белых. Наиболее популярные вина - французские и итальянские.

5. Выводы, прогнозы развития рынка

Рынок вина в Украине достаточно зависим от мировых тенденций и внешних факторов, которые могут как замедлять, так и стимулировать развитие этой отрасли. Прогнозируется, что в 2024-2025 годах возрастет спрос на белые тихие вина, которые считаются более легкими, освежающими и здоровыми по сравнению с красными сортами. Особенно, белое сухое вино пользуется большим спросом в мире, и эта тенденция может также проявить свое влияние на украинский рынок вина.

Состояние рынка вина в 2024-2025 годах напрямую будет зависеть от развития событий на фронте и степени боевых действий и обстрелов Украины. При условии завершения войны в 2024 году, предполагается разблокирование портов, что приведет к восстановлению поставок вина от основных торговых партнеров Украины, что может стать стимулом для увеличения объемов импорта вин.

При оптимистическом развитии событий, которое предусматривает освобождение оккупированных территорий Украины, в частности тех, где располагались крупные виноградники, например виноградники компании "Graevo", прогнозируется оживление отрасли, которое позволит со временем нарастить производство до довоенного уровня. Также, не менее важным фактором развития рынка вина является возвращение из-за границы по крайней мере 30% совершеннолетнего населения, выехавшего после 24.02.2022 года, в частности женщин, которые являются потенциальными потребителями алкогольной продукции.

Пессимистический сценарий базируется на усилении влияния негативных факторов на развитие отрасли и характеризуется, прежде всего, выравниванием спроса на алкогольные напитки и смещением потребительских предпочтений на более слабые, или наоборот крепкие напитки. Не менее важным фактором влияния в пессимистическом прогнозе является ухудшение политической ситуации, усиление миграции, и как следствие потеря большей части целевой аудитории.

Также, причинами снижения интенсивности роста винной отрасли Украины могут быть такие факторы, как:

- Ухудшение внешней конъюнктуры - снижение спроса на основные позиции украинского экспорта, снижение мировых цен на них, рост уровня конкуренции на международном рынке, снижение экономического роста стран-потребителей;

- Оккупация большего количества территорий, в частности южных, которые, непосредственно, специализируются на производстве вина;

- Снижение покупательной способности населения вследствие войны, особенно в низком и среднем ценовом сегменте. Речь идет о сегменте рынка вина стоимостью около 50 грн. По мнению экспертов, покупатель, который покупал вино три раза в месяц, теперь делает это один раз в 30 дней;

- Рост импорта вина. В результате прямого импорта крупными сетями потребителю стал доступен огромный ассортимент импортных (испанских, итальянских, чилийских и др.) вин по доступным ценам.

Этот материал является частью исследования, проведённого специалистами компании Pro-Consulting. Для получения более подробной информации посетите официальный сайт компании pro-consulting.ua.

Pro-Consulting – украинская консалтинговая компания, лидер в сфере аналитики, маркетинговых исследований рынков, разработки стратегий, экспортного и финансового консалтинга; консультант по привлечению грантов.

pro-consulting.ua

+38 (044) 233-34-32

[email protected]

Читайте также