Одним из лучших трендов сегодняшнего дня стала мода на все украинское. Правительственные структуры начали обращать внимание не украинский бизнес, который сейчас поддерживается на национальном уровне. Уже не первый год ребром стоит вопрос об упрощении ведения предпринимательской деятельности. Чем больше предложений появляется на рынке для потребителей, тем больше необходимость кардинального реформирования законодательства. Помимо вопросов по налогам и бюрократии, есть ее тема краудфандинга, который помогает выходить на рынок украинским проектам, а потому ему необходима соответствующая законодательная база.
Как отметил российский медиаменеджер и блогер Антон Носик, краудфандинг – это «источник финансирования, который никогда и никуда не денется», потому он необычайно важен для стран с нестабильной экономической ситуацией.
Краудфандинг может стать мощнейшим драйвером для увеличения количества продуктов на рынке с маркировкой «сделано в Украине». Производственных мощностей в стране достаточно для изготовления почти любого товара без использования импортных материалов. Ведущая проекта «В поисках Made in Ukraine» Юлия Савостина за год исследований обнаружила, что в Украине выращивается и производится практически все – от хорошей посуды, до зубной пасты, от бананов до черной икры. Но об этом мало кто знает.
Творческие люди готовы предложить потребителям нечто высокотехнологичное, уникальное, сделанное в Украине и для украинцев. Но они либо ищут инвестиции на Западе, либо их проекты так и остаются только на бумаге. Краудфандинг гораздо гибче целевого финансирования. Венчурные фонды редко интересуют идеи амбициозных, молодых, но неопытных стартаперов. В каудфандинге каждый может получить свой шанс выпустить что-то уникальное.
Инвесторы вкладывают в будущий успех. Краудфандинг позволяет добиться этого успеха. Следовательно, народное финансирование – первый шаг к созданию успешной компании. На платформе стартапер может получить первые результаты масштабного маркетингового исследования.
По итогам краудфандинговой кампании можно ответить на вопросы, которые задает инвестор, глядя на бизнес план, но которые стартапер не может предоставить сразу: целевая аудитория, сколько потребитель готов заплатить за готовый продукт, сколько необходимо инвестировать в организацию производства и рекламу, каковы перспективы дальнейшего развития, будущая окупаемость проекта и т.д.
Конечно, автор не становится менее ответственным за реализацию проекта, поскольку деньги ему дает не один, а сотни и тысячи инвесторов. Удержать их доверие и внимание к себе не так просто и требует постоянной работы с клиентами, поддержания стабильных связей и публикаций отчетов о ходе развития проекта, как и перед венчурным инвестором.
Если вы смогли собрать запрошенную сумму на платформе, реализовать свою идею, отправить продукт «народным спонсорам», получить первые положительные отзывы, а заказы на продукцию растут экспоненциально – инвесторы сами предложат вам деньги на выгодных условиях и обеспечат ваш дальнейший успех.
Чарльз О’Доннел, партнёр фонда Brooklyn Bridge Ventures, одни из наиболее влиятельных венчурных капиталистов Нью-Йорка, рекомендует всем своим коллегам перестать заставлять молодых и неопытных стартаперов «прыгать через горячие кочки» на пути к инвестору. Он вполне адекватно оценивает конкуренцию со стороны краудфандинга. По его мнению, простота получения средств на платформе угрожает текущему благосостоянию венчурных фондов, и советует наладить взаимовыгодное сотрудничество с краудфандингом как можно быстрее.
Краудфандинг не только появился в Украине, но и активно развивается. На украинской платформе BigIdea толчок к развитию получило Громадське ТВ, а Na-Starte помогла воплотить в жизнь запись двух музыкальных альбомов. Сейчас средства на платформе активно собирает дизайнерский проект «Колихва», проект для города Днепропетровска URNA, фильм «Запорожье, я люблю тебя» и другие.
Пока что все это необычная диковинка, чем привычный порядок вещей. Но успех хотя бы одной компании привлекает в краудфандинг тех, кто раньше не решался привлечь средства таким способом. Особенно тех, кому уже неоднократно отказывали инвесторы или вообще не дали ответа.
Краудфандинг – это еще и прекрасный инструмент для продвижения модного тренда «Покупай украинское!». Музыка, кино, литература, инновации, web-сервисы, дизайн, игры, мода – все это Украина способна производить сама, причем высокого качества. Сами украинцы готовы спонсировать национальный конкурентоспособный продукт.