— Какие задачи стоят перед вами в рамках вашего визита в Киев?
— Мы здесь в рамках долгосрочного проекта "Стратегия секторной конкурентоспособности для Украины", начатого еще в конце 2009 года и подошедшего к своей третье фазе. В предыдущих двух фазах проекта мы выявили основные преграды для развития конкурентоспособности украинской экономики. Новая стадия займет еще два года, в ходе которых будут выработаны рекомендации для правительства по проведению реформ, необходимых для стабильного роста конкурентоспособности экономики Украины.
— Что является вашей конечной целью?
— Инвесторами для проекта выступают Евросоюз и правительство Швеции. Нашей целью является повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности ключевых отраслей украинской экономики: машиностроения, агропромышленного сектора и «зеленой» энергетики.
— По каким показателям будет определяться успешность проекта?
— Давайте посмотрим на цифры. До начала кризиса в 2008 году Украина привлекала примерно $1000 иностранных инвестиций на душу населения. Однако многие страны региона Восточной Европы привлекают вчетверо больше. Основная проблема – как привлечь инвесторов не месторождениями нефти и газа, а черноземами и высококвалифицированной рабочей силой.
— Что вы можете сказать о теперешнем уровне инвестиционной привлекательности Украины?
— Анализ инвестиционного климата в Украине, проведенный два года назад, продемонстрировал сильные различия законодательной базы и реальных условий. Согласно законодательным актам, Украина является открытой для иностранных инвестиций точно так же, как любая из стран-участниц ОЭСР. Однако в реальности очень остро ощущается разница в отношении к иностранным и местным инвесторам. Также негативным примером может служить недавнее внедрение антикоррупционного законодательства, вопросы о превратности судебной системы, стабильности экономической и торговой политики правительства и т.д.
— Улучшилась ли ситуация за три года работы ОЭСР?
— Об этом говорить еще рано. Мы можем только рекомендовать. А преобразовывать наши рекомендации в законы и имплементировать их должно правительство. Единственное, что мы можем сказать, это рост осведомленности по данным вопросам сред политиков и представителей частного бизнеса.
— Правительство использует ваши рекомендации?
— Конечно, мы подаем свои рекомендации в качестве особых пособий по каждой отрасли. Определенные рекомендации, направленные на улучшение деятельности госпредприятий, уже приняты во внимание и выполняются.
— Вы имеет в виду приватизацию предприятий?
— Мы имеем в виду, что деятельность государственных предприятий должна быть построена на тех же принципах, что и деятельность частных фирм. Их финансовая отчетность должна быть открытой, а работа их менеджмента прозрачна.
— Украинские власти получают от вас еще какие-нибудь советы?
— По каждому сектору в отдельности. Для аграрного сектора следует повысить продуктивность сектора путем улучшения доступа к кредитованию для малых и средних предприятий. Также необходимо привести к соответствию квалификацию рабочей силы и потребности рыка труда. Государственные компании в отрасли машиностроения должны стать более открытыми. Для этого есть два пути: во-первых, реструктуризация их деятельности путем приведения к соответствию с частными предприятиями; во-вторых, создание вокруг них рыночных кластеров, где малые частные предприятия будут создаваться и развиваться дальше. В секторе возобновляемой энергетики следует создать условия, привлекательные для частного инвестора, оптимизировать процедуры получения лицензий и доступ к энергоносителям. Более детально были разработаны концепт-схемы гарантирования кредитов, которые впоследствии предложили правительству.
— По вашему мнению, какие сектора экономики Украины могут привлечь инвесторов?
— Стоит учесть, что, говоря об аграрном секторе, мы имеем в виду всю цепь добавленной стоимости, производство конечной продукции в пищевой промышленности, сопутствующие производства и услуги: логистика, IT-сектор и т.д. Также подразумевается модернизация системы оптовой и розничной торговли.
— Основным механизмом привлечения инвестиций в отрасли являются налоговые льготы, устанавливаемые правительством. Соответствует ли эта практика рекомендациям ОЭСР?
— Я не сильно поддерживаю налоговые каникулы, хотя и не являюсь экспертом по вопросам налогообложения. Инвестора привлекут налоговые каникулы, но он уйдет и заберет свой капитал, как только они закончатся. Этот механизм нельзя делать ключевым для привлечения иностранных инвесторов, он должен работать в комплексе со многими элементами, благоприятствующими развитию бизнеса.
— насколько изменится инвестиционная привлекательность Украины после ее входа в некоторые комитеты ОЭСР?
— Если государство не является членом организации, то ОЭСР может привлечь его к работе в комитетах, работающих в сферах общих интересов. Естественно, это позволит повысить инвестиционную привлекательность страны и улучшить понимание необходимости реформ, а также позволит наладить тесное сотрудничество со странами ОЭСР. Данный механизм заинтересует те страны, которые хотят провести структурные реформы и показать всему миру, что они способны быть надежными партнерами.
— Вы упоминали предсказуемость торговой политики. Как на инвестиционную привлекательность Украины повлияет пересмотр правительством условий членства в ВТО?
—Инвестор идет туда, где есть стабильность, и тарифная политика не исключение. Я затрудняюсь точно оценивать, но когда страна стремиться к большей открытости для внешних рынков, инвесторам это нравится гораздо больше, чем когда сана делает обратные шаги.
"Инвестору нужна стабильность" – Антонио Сомма об инвестиционном климате Украины
Для подготовки рекомендаций по улучшению инвестиционного и бизнес-климата Украины в Киев прибыли эксперты из ОЭСР. О том, как международные эксперты видят ситуацию в Украине и о вероятных ...
28.03.13
Читайте также
Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!