Украинская экономика может рассчитывать на приток инвестиций на уровне прошлого года. Инвестор не заинтересован в стране, в которой не произошли реформы, а олигархи - не то, в чем нуждается страна.
В 2017 году прирост прямых иностранных инвестиций в экономику Украины составит около $1-1,5 млрд и $2 млрд – в 2018 году. Такие ожидания высказали в Национальном банке Украины.
В 2016 году приток ПИИ в страну, по данным Государственной службы статистики, составил $4,4 млрд. Из которых лишь $1 млрд поступили живыми деньгами, а остальное – в виде конвертации в капитал банков ранее взятых ими кредитов у материнских структур.
В текущем году, по оценкам НБУ, значительных поступлений инвестиций в банковскую систему ожидать не следует, поскольку большинство банков с иностранным капиталом уже провели докапитализацию.
НВ Бизнес поинтересовался у ведущих экономистов страны, как вернуть в страну инвестора и чем для него может быть привлекательна Украина.
Юрий Яковенко, глава инвесткомпании Eavex Capital
У страны долгие годы была задача бороться с иностранными инвестициями. Мы никогда никого не подпускали к приватизации. Производителям автомобилей мы тоже не дали сюда зайти. Все годы частный интерес сталкивался с интересами общества и государства, и в этой неравной борьбе побеждал не инвестор. Сейчас опять наблюдаем столкновение интересов в вопросе с приватизацией – сделали все возможное, чтобы ОПЗ не продать и Центрэнерго. Это можно было приватизировать, но не хочется, потому что сидим на потоках. А обществу вбрасываются глупости, что не время сейчас продавать.
При этом, никто никогда не был против, чтобы инвесторы покупали украинские бонды. Это было не опасно для тех, кто собирался растащить собственность, приватизировать ее с минимальными затратами.
К сожалению, без привлечения серьезных инвестиций, нам не удастся модернизировать страну. Потому что у всех наших ребят [олигархов] состояние немножко пошатнулось. Например, за счет введения Роттердам-плюс ДТЭК просто спасли – это дало ему возможность провести нормальную реструктуризацию. Но сам по себе Роттердам-плюс стал злой штукой, которая не дала возможности блокаду ОРДЛО остановить вовремя, а последняя очень вредит экономике.
Нам крайне необходим антикоррупционный суд, реформирование всей судебной системы. Необходимо дерегулирование и, конечно, проведение земельной реформы, вовлечение земли в товарный оборот. Нужна пенсионная реформа, нужны приватизационные кейсы. И еще, конечно же, нужен рост экономики. Сейчас внутренний рынок стабилизировался и если покупательная способность будет расти, если будут макроэкономические показатели улучшаться, то это будет создавать среду для прихода инвесторов.
Иван Компан, профессор КЅЕ, преподаватель Эдинбургской бизнес-школы
Ни одна развивающаяся страна, она не может развиваться без иностранных инвестиций. Я не знаю относительно украинских олигархов, хотят ли они инвестировать в родную страну, которая их обогатила. Но не думаю, что Украине нужно рассчитывать на те деньги, которые обратно они вернут в страну, потому что, кроме олигархических способов ведения бизнеса, они не принесут что-то новое стране. Потому что иностранные инвестиции – это не только деньги, которые помогают стабилизировать национальную валюту, это новые технологии, это новые рабочие места, это новое мировоззрение для страны. И это мог бы быть большой шаг Украины в мировое цивилизованное сообщество.
Сначала приходят финансовые инвесторы, потом придут крупные международные компании. Если по отраслям, то Украина всегда была привлекательной для сельскохозяйственных производителей. Хотя лишь, как производитель сырья. А мы должны научиться, перерабатывать зерно, и продавать хотя бы муку. И вот для этого нам нужны иностранные инвестиции.
И на самом деле, мы очень-очень привлекательные для инвестирования. Но есть риски, которые не позволяют цивилизованным инвесторам приходить в Украину. И самое главное – это преодолеть украинскую коррупцию и сделать так, чтобы в Украине наконец-то начал работать закон. Закон один для всех, и для олигархов, и для иностранных инвесторов, и для малого бизнеса. Когда инвестор будет чувствовать себя защищенным, он сможет планировать долгосрочные инвестиции, а не чтобы прийти сюда, что-то схватить и убежать, как делают большинство украинских бизнесменов.
Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии
Иностранный инвестор – это компания, которая хочет получить прибыль. Например, она открывает свое производство, продает товары под своей торговой маркой, а прибыль выводит на материнскую компанию. Это так называемые прямые иностранные инвестиции для захвата рынка, чтобы продавать нам свой продукт. Сейчас Украина с точки зрения таких инвесторов выглядит не очень привлекательной. Потому что внутренний спрос очень сильно снизился. Таким образом ожидать прямых инвестиций, которые ориентированы на захват потребительского рынка, в очень больших объемах, бесполезно.
Украина может стать площадкой для инвестиций по производству товаров на территории страны и продажи их за рубежом. Потому что есть дешевая рабочая сила, потому что есть границы с ЕС, соглашение об ассоциации, которая позволяет более свободно торговать, чем со странами, которые такого соглашения не имеют. Но есть несколько проблем организационных. Например, получить разрешения на строительство без коррупции, или подключиться к электросетям, к водным сетям, построить инфраструктуру, в т.ч. дороги. Всегда учитывается, сколько затрат инвестор понесет на различные стадии организации производства. И если этот денежный поток не дает ему доходность, которой он требует, то он не откроет завод или фабрику.
Кроме того, у нас, к сожалению, очень непредсказуемые условия. Например, минимальная заработная плата была одна, и неожиданно увеличилась в два раза. То же самое произошло со стоимостью подключения к электросетям, когда НКРЭКУ изменила методологию, но неожиданно произошло и повыгшение стоимости. То же самое можно сказать о ценах на электроэнергию, когда ввели тариф Роттердам-плюс. То же самое можно сказать про абонплату за подключение к газовым сетям, которая высчитывается из мощности счетчика. И такая неопределенность и непредсказуемость являются очень высокими.
А что касается украинских олигархов, то стоит говорить не столько об инвестициях в экономику, сколько о том, что они взяли из украинской экономики. Во времена неконтролируемой приватизации эти люди получили в свои руки активы, которых они не создавали. Эти люди получили монополию на обслуживание потребителей. Конечно, они инвестируют, но это не те инвесторы, которые Украине нужны. Потому что олигархи привыкли получать свой доход и свою ренту за барьеры на вхождение в отрасль. И те, кто не имеют политической власти, не имеют медиаресурса, не имеют возможности конкурировать с такими мощными людьми, которые используют нерыночные силы. То есть искажается рыночная конкуренция.
Как вернуть инвесторов в Украину?
Ведущие экономисты страны о том, как вернуть в Украину инвестора и чем может быть для него привлекательна
24.04.17
Читайте также
Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!