2015 год выдался кризисным для всех отраслей украинской экономики, даже для IT-сектора. Больше всего пострадал рынок e-commerce на фоне падения покупательской способности и потери нескольких регионов. О том, каким выдался прошлый год для рынка интернет-торговли и каким может стать текущий, рассказывает СЕО DataProm Антон Вокруг
Думаю, не буду оригинальным, если скажу, что ситуация в Украине не самая лучшая, в любом бизнесе, в том числе и в электронной коммерции. Из-за войны в стране география рынка интернет-коммерции уменьшилась практически на 20%. Имеется ввиду Крым и Донецк, ведь не секрет, что для интернет-коммерции это были прибыльные регионы. Да и общая стагнация экономики во время войны повлияла на рынок в целом.
Не все пережили 2014 год и с опаской смотрели на 2015. Общие прогнозы на 2015 год были очень неутешительные, но на удивление экономика стала оживать и рынок e-commerce стал показывать интересные сигналы. Например, в середине года фонд Horizon Capital приобрел долю в крупнейшем украинском интернет-магазине Rozetka.Ua. Это очень сильный сигнал доверия к нашей экономике.
Знаменательным событием 2015 года стало подключение Украины к 3G-связи, что очень положительно повлияло на проникновение интернета в стране и рост мобильного e-commerce.
Рост или падение объема рынка с 2014 по 2015 года оценить сложно, оценки разные из-за скачкообразного роста доллара и, вероятно, падения стоимости гривны; поэтому разные эксперты оценивают по-разному, но в целом так: в долларах падение на 30-40%, а в гривне – рост на 20-25%. Такой вот казус.
Под конец 2015 года была еще одна радость – начало легитимизации электронных денег на уровне законодательства и вход в Украину компании PayPal. Приобщаемся к цивилизации, так как PayPal по фактe стал стандартом электронных денег во всем мире. Про биткоины пока промолчу, это больше про криптоволюты, чем про e-commerce, но потуги и в этом направлении есть.
Немаловажное значение для рынка именно онлайн-торговли имеет выход больших оффлайн-ритейлеров в интернет, таких как Фокстрот, Эльдорадо, Comfy. Именно эти компании будут двигать рынок интернет-коммерции в 2016 году!
Это были пока просто цифры и факты. Если говорить лично про мое мнение и видение вопроса, то я считаю, что те интернет-магазины, которые были гибки в ценообразовании и достаточно новаторски, то есть находятся в состоянии постоянного поиска каналов продаж, открыты к различным сервисам повышения конверсии, как наш сервис DataProm, экспериментируют с разными маркетплейсами, – например, очень хорошо в этом вопросе себя зарекомендовал портал Prom.ua, – такие выжили и выживут дальше, приобретя колоссальный опыт.
Лично я являюсь сторонником понимания, что кризис это, в первую очередь, возможности. Я вижу, как поднимаются украинские производители, например, в сфере одежды, предлагая отличный товар за конкурентную цену; как они выходят в онлайн-продажи, ведя очень оригинальные коммуникации с потенциальными клиентами. Поэтому, для кого-то – падение, а кто-то нашел свои ниши.
Если говорить о прогнозах, то в 2016-ом году я вижу только рост. Связанно это будет с дальнейшим подключением и улучшением 3G-связи, как в городах-миллиониках, так и в регионах. Это значит, что рост будет за счет мобильного e-commerce. Как рекомендация интернет-магазинам: подумайте о своих мобильных версиях сайтов.
В цифрах, я полагаю, общий рост интернет-коммерции будет не менее 20% – это средняя цифра по разным оценкам. А из-за стихания военного конфликта общая экономика Украины будет показывать положительные сигналы роста, что приведет к увеличению общей покупательской способности. Надеюсь, еще удастся и реформы провести в 2016 году, тогда все у нас будет хорошо.