Объем сделок слияния и поглощения (M&A) во 2 полугодии 2022 года существенно снизился, повышение процентных ставок и экономическая неопределенность привели к увеличению стоимости финансирования и резкому завершению периода сверхвысокой активности в данной сфере, отмечает Financial Times.
В июле-декабре 2022 года в мире было объявлено о сделках на общую сумму $1,4 трлн по сравнению с $2,2 трлн в 1 полугодии 2022 года, что стало самым значительным полугодовым изменением с начала ведения расчетов в 1980 году. В том числе заметно снизилось и количество мегасделок (на сумму не менее $10 млрд): в первом полугодии их было 25, а во втором — всего 11.
Суммарный показатель по сделкам M&A по итогам 2022 года упал на 38% по сравнению с прошлогодним уровнем (до $3,56 трлн), что стало наиболее сильным сокращением с 2001 года. Тем не менее, по историческим меркам объем M&A остался достаточно высоким, в том числе превзойдя показатели за 2016 и 2017 годы.
Руководитель глобального отдела слияний и поглощений Goldman Sachs Марк Соррелл описывает 2022 год как состоящий из двух разных половин, поскольку отсутствие дешевого финансирования остановило рынок M&A летом. По его словам, финансирование конечно осталось, «но его стоимость гораздо более высокая, и оно доступно не для всех эмитентов».
Бешеная активность в 2021 году привела к росту объемов M&A до рекорда, в том числе из-за крайне низких процентных ставок. «2021 год действительно был исключительным годом, у вас не может быть рекордов каждый год», — заявил глобальный руководитель отдела транзакций юридической фирмы Skadden Стив Аркано.
Глава отдела слияний и поглощений в регионе EMEA Citigroup Элисон Хардинг-Джонс ожидает, что в 2023 году сделки M&A будут «в основном обусловлены корпоративной деятельностью, поскольку компании со здоровым балансом стремятся к расширению».
«Я не думаю, что худшее уже осталось позади», поэтому повышение активности в сфере слияний и поглощений «не произойдет вот так вот сразу в январе», полагает партнер юридической фирмы Simpson Thacher Эрик Сведенбург. Но он прогнозирует, что «в какой-то момент в течение года всё начнет восстанавливаться».