Сколько стоит размещение Alibaba?

Сколько стоит размещение Alibaba?

5 фактов о крупнейшей китайской компании

Китайский интернет-гигант Alibaba проводит подготовку к IPO на бирже США. Эксперты предварительно оценивают ее стоимость примерно в диапазоне $153-$200 млрд., а в рамках размещения компания может привлечь более $15 млрд. Что же еще инвесторам стоит знать об Alibaba?

На этой неделе бывший генеральный директор Apple заявил CNBC, что китайская компания является одним из наиболее интересных игроков на IT-рынке. А крупнейшее размещение в истории все ближе, потому ниже приводится список из пяти фактов о китайском гиганте, которые вам следует знать.

1. Чем занимается Alibaba?

Компания – нечто вроде помеси из eBay, Amazon.com и PayPal. Пользователи проводят на Alibaba онлайн-шопинг, продажу ненужных вещей и электронные платежи. Компания использует собственные сайты для розничной торговли – Taobao, на котором проводится продажа небрендованной продукции, и Tmall, где продают товары от крупных производителей под торговыми марками. The Wall Street Journal оценивает объем транзакций на этих сайтах более чем в 1 трлн. юаней ($163 млрд.), что превышает суммарные продажи eBay и Amazon.

2. Alibaba — крупная компания

Alibaba является самой большой в Китае интернет-компанией, которая также ведет деятельность на глобальном рынке. Кроме первого офиса в Ханчжоу, компания Джека Ма владеет офисами в Великобритании, США, Японии, Индии и Корее. В одном только Китае более 560 млн. интернет-пользователей (вдвое больше, чем с США), которые сидят онлайн более 20 часов в неделю. Штата Alibaba составляет порядка 24 тыс. сотрудников, что больше чем общее число работающих в Facebook и Yahoo!. В 2012 году на сайте зарегистрировалось около 37 млн. пользователей, а Taobao.com, согласно данным Business Insider, вошел в двадцатку наиболее кликабельных сайтов в мире. По данным The Wall Street Journal, за 2013 год система мобильных платежей Alipay, принадлежащая Alibaba, провела на территории Китая около 70% всех транзакций такого типа.

3. Alibaba приносит прибыль

За четвертый квартал 2013 года выручка Alibaba составила $3,06 млрд., показав рост на 66% за год. К примеру, оборот того же Yahoo! составил $1,27 млрд., а за первый квартал 2014 года – $1,13 млрд. За последний квартал прошлого года операционная прибыль Alibaba выросла вдвое и составила $1,64 млрд. Одним из основных источников дохода для Yahoo! является именно участие в Alibaba. По мнению аналитиков, показатели китайского гиганта продолжат расти. Bloomberg провел опрос, результаты которого показали, что такие высокие результаты за четвертый квартал были достигнуты благодаря промо-акциям Alibaba. В частности, речь шла о росте продаж на кануне китайского "дня холостяков" в середине ноября.

4. Alibaba сталкивалась с обвинениями в коррупции

Янь Лиминь, бывший управляющий Alibaba, был арестован в 2012 году китайской полицией по обвинению во взяточничестве. А  прошлом году суд города Ханчжоу приговорил бывшего топ-менеджера интернет-платформы Juhuasuan, которая входит в то же подразделение Alibaba, что и Taobao, к трем годам заключения за две крупные взятки, которые Янь получил во время работы в Alibaba. По данным Sina Tech, некоторые бывшие сотрудники из Taobao и Juhuasuan, которые были замешаны в инциденте, также получили тюремные сроки за участие во взяточничестве.

5. Это только начало

За последний год Alibaba приобрела компаний на сумму более $3,5 млрд. В первое время основные покупки проводились в азиатском регионе, но постепенно Alibaba начала интересоваться американским рынком. В марте компания приобрела за $215 млн. миноритарный пакет акций в разработчике приложения Tango. Приложение позволяет пользователям бесплатно звонить друг другу. Самое интересное, что Alibaba создавала собственное аналогичное приложение Laiwang. В январе этого года количество пользователей превысило 10 млн.

Какова же стоимость Alibaba?

По информации Wall Street Journal, Alibaba проведет IPO уже этим летом. Yahoo! опубликует квартальный отчет где-то в середине июля, из которого будут известны результаты Alibaba за первый квартал. Эксперты инвесткомпании Myriad Asset Management полагают, что, если Alibaba оправдает ожидания аналитиков, то ее капитализация вырастет до $200 млрд.

Потому в феврале Bloomberg разместило консенсус-анализ мнений десяти экспертов, согласно которому стоимость китайской компании составляет $153 млрд. В рамках IPO компания хочет продать около 12% акций, которые могут стоить примерно $18,4 млрд.

Это означает, что размещение Alibaba может стать крупнейшим в истории. Сегодня наибольшую сумму IPO продемонстрировал Сельскохозяйственный банк Китая – $22,1 млрд. Для рынка США лидером является Visa – $19,7 млрд.

Для того, чтобы стать абсолютным лидером, Alibaba достаточно получить оценку в $185 млрд. на момент проведения IPO. По данным Reuters, а этой неделе уже должен появиться проспект к размещению Alibaba. Если эксперты действительно оценят ее в четверть триллиона долларов, то компания войдет в десятку крупнейших в мире по капитализации.

Инвесторы продолжают прицениваться, а организаторы размещения трудятся в поте лица. Именно деятельность андеррайтеров станет залогом успеха и обоснует сумму, которую компания сможет привлечь. А их комиссионные напрямую зависят от успешности IPO. Лучшим стимулом, конечно, является личный интерес.

Предварительно эксперты оценивают комиссию инвестиционных банков на уровне $400 млн., что станет крупнейшим доходом за всю историю выходов на фондовую биржу. При этом, комиссионные на это размещение были снижены вдвое со стандартных 4% – до 2%. Такая скидка вызвана очень жесткой конкуренцией за право провести такое крупное размещение. Ведущими андеррайтерами станут Morgan Stanley, Credit Suisse, Goldman Sachs, Deutsche Bank и JP Morgan.

Читайте также