Agtech: высшая математика полей

Agtech: высшая математика полей

Как внедрение технологий помогает агрохолдингам и фермам экономить

Несколько лет назад в сельском хозяйстве произошла технологическая революция. С обвалом курса гривны материально-технические ресурсы взлетели в цене, и агропроизводители начали ещё более скрупулёзно считать каждую инвестированною гривну.

Сэкономить помогло внедрение технологий. Главным трендом среди аграриев стали системы учёта топлива, инструменты управления земельным банком и дифференцированное внесение удобрений. Для полноценной работы таких систем необходимо программное обеспечение, стоимость которого достигает максимум $5 на 1 га. Больше потратить нужно было на «железо» — GPS-трекеры, автопилоты, дроны. Их цена составляла от $200 до $10 тыс.

«Сейчас цены глобально не изменились, — рассказывает Юрий Петрук, глава ассоциации AgTech Ukraine. — Но появляются стартапы, которые потихоньку вытесняют существующие решения».

По его словам, это заслуга китайцев, уже сегодня предлагающих дешёвые GPS-чипы с высокой точностью позиционирования (их стоимость составляет около $15), которые устанавливают в современные планшеты и смартфоны. Это даёт возможность сэкономить на покупке дорогостоящих «полевых мониторов» и получить курсоуказатель по цене лицензии на приложение, а стоимость автопилота снизить в пять раз, до $2 тыс.

Высшая математика полей

Все свое

Можно спрогнозировать, что снижение стоимости технологических решений сделает их более привлекательными для небольших агрохозяйств, но вряд ли привлечёт крупных игроков.

«Два года назад новые технологии внедряли до 10% агрокомпаний. Сегодня эта цифра существенно не изменилась. Те, кто выбрал для себя работу с инновациями, просто более активно их используют, но новых крупных компаний особо не добавляется», — делится наблюдениями Юрий Петрук.

Сегодня агрохолдинги всё чаще предпочитают самостоятельно создавать системы информационного учёта, привлекая сторонние компании лишь для выполнения части работ. К примеру, покупают программу учёта топлива, удобрений и т. д.

«Готовые решения неплохие, но всё нужно адаптировать под нас, а это всё равно что писать с нуля», — говорит Андрей Кияненко, руководитель отдела внедрения инноваций агрохолдинга «Мироновский хлебопродукт».

Поэтому в компании решили создавать глобальную информационную систему по большей части самостоятельно.

Эта тенденция особо актуальна для крупных игроков агрорынка, которые не желают довольствоваться лишь контролем, но хотят собирать все данные о процессах, происходящих на предприятии, в одну информационную систему. В дальнейшем эта система может стать основой для составления прогнозов и помощником в принятии правильных решений по уходу за посевами.

Например, в агрохолдинге «Кернел» ставят перед собой масштабные задачи по автоматизации. В марте этого года компания запускает первый модуль проекта #DigitalAgriBusmess — комплексной системы управления производством агрокультур, которая обеспечит эффективное использование каждого из 7,5 тыс. га. Закончить реализацию проекта планируют в первой половине 2019 года.

«Система будет аккумулировать и обрабатывать все данные с полей, техники, беспилотников, мобильных приложений пользователей #DАВ (результаты анализов почвы, объёмы посевного материала, внесённых удобрений, средств защиты растений (СЭР) на разных участках, урожайность, климатические показатели и т. д.). За счёт интеграции и анализа больших массивов данных система безошибочно должна выдавать готовые решения для эффективного планирования, реализации и мониторинга полевых работ, а также управления изменениями», — рассказывает Александр Хижняк, руководитель IT-проектов направления «Агробизнес» компании «Кернел».

Потери от неправильно организованных процессов в компании могут составлять 1-2%. Избыточные процессы можно устранить с помощью инструментов бережной системы производства»

Сергей Булавин, первый вице-президент AgroGeneration

За счёт интеграции и анализа больших массивов данных система должна безошибочно выдавать решения для планирования, реализации и мониторинга полевых работ»

Александр Хижняк, руководитель IТ-проектов направления «Агробизнес» компании «Кернел»

Над реализацией #DigitalAgriBusiness работает львовская компания Eleks, входящая в ТОП-100 аутсорсинговых разработчиков мира. В реализации проекта также участвуют несколько специализированных партнёров, занимающихся научными исследованиями и технологическими разработками, из Англии, Италии, Германии, Сербии и США.

В компании AgroGeneration повысить эффективность решили не столько благодаря информационным технологиям, сколько за счёт внедрения системы бережного производства — Lean Six Sigma (LSS). Суть в том, чтобы откорректировать работу всех процессов компании и получить максимальную эффективность без приобретения дополнительного софта для автоматизации процессов.

«Это не связано с покупкой техники или другими капитальными затратами: совершенствуется процесс, например, планирования и покупки средств защиты растений, — рассказывает Сергей Булавин, первый вице-президент AgroGeneration. — Как результат, мы уменьшаем наши запасы, что ведёт к снижению нагрузки на платёжный поток и высвобождению ранее замороженных средств».

Переработка в деле

За последние несколько лет сложилось стойкое представление о том, что IT в агропромышленном секторе связаны в основном с земледелием. Но ситуация меняется, технологии начали применять и на перерабатывающих производствах.

«Технологии переходят из производства в переработку. Сейчас это больше касается плодоовощной группы, но начинается также оптимизация работы сахарных заводов, маслобойных комплексов. Идёт замена оборудования, повышается контроль, процессы автоматизируются», — говорит Юрий Петрук.

«Астарта-Киев» в 2017 году вложила в развитие сахарных предприятий около 20 млн евро. Частично эти инвестиции были направлены на разработку проекта водоочистки в Глобинском кластере. Подготовительные работы по его внедрению компания планирует начать уже этой весной.

«Реализация проекта позволит вдвое уменьшить использование поверхностных вод, отказаться от советской очистки и «полей фильтрации», очистить сточную воду до нормативных показателей питьевой воды и вернуть её в реку, а также повторно использовать часть очищенной воды в закрытом производственном цикле», — делится подробностями Алина Воронцова, начальник управления экологии, охраны труда и сертификации компании «Астарта-Киев».

До 2030 года современную водоочистку должны внедрить на всех сахарных предприятиях холдинга. Кроме этого, на заводах «Астарты» год работает система энергоменеджмента. За это время удалось сократить потребление энергии на 7%.

Снизить затраты на электроэнергию хотят и птицеводческие компании. Использование электричества на птицефермах традиционно высокое. Там постоянно должно работать кондиционирование, без него температура в курятниках может подниматься до 50°С. Без соблюдения режима освещения помещений куры попросту не будут нестись.

«Предприятия птицеводческой промышленности думают об установке солнечных батарей. Скорее всего, через 2-3 года многие отрасли перейдут на такие системы автономного обеспечения», — уверен Андрей Собчак, гендиректор научно-производственного предприятия «КИАТОН».

Высшая математика полей

Ставка на фермеров

Агрохолдинги зачастую не планируют монетизировать свои наработки, создавая продукт только для себя. Но консалтинг считают перспективным другие игроки рынка — поставщики агрохимических препаратов. К примеру, в прошлом году компания BASF запустила онлайн-платформу Maglis. В Украине она начнёт работать как клиент-навигатор.

«Сейчас это внутренний инструмент, который помогает отделу продаж BASF взаимодействовать с клиентами-фермерами и предоставлять актуальные рекомендации», — говорит Тибериу Дима, руководитель агробизнеса BASF в Украине, Молдове и странах Кавказа.

Эта платформа появилась в результате того, что BASF приобрёл американскую компанию ZedX — разработчика моделей агроклиматических условий, управления урожаем и борьбы с вредителями.

Ставку на сотрудничество с фермерами делают также консалтинговые компании в сфере животноводства. Если у крупных агрохолдингов есть свои зоотехнические службы, то у небольших молочных ферм существуют проблемы со сбалансированным кормлением крупного рогатого скота. Так считает Александр Овчаренко, директор компании «Прогрессивные фермы».

«Около 70% себестоимости молока — это корма. Если мы контролируем не только процесс планирования рациона, но и процесс раздачи, то, как правило, получаем сокращение затрат на корм и увеличение надоев в несколько раз», — говорит он.

Суть автоматизированной системы кормления от компании Овчаренко в том, что она автоматически собирает на сервер данные о раздаче корма. Корректировать рацион можно удалённо. Альтернативой системе сейчас является перенос данных с миксера (оборудования, где готовится корм) на стационарный компьютер с помощью флешки. Погрешность в этом случае может составлять около 10%. По приблизительным подсчётам, чтобы выкормить стадо из 1 тыс. коров, в год понадобится минимум 2,5 млн. грн. При таком раскладе потери от нерачительного кормления составляют около 250 тыс. грн. Система учёта стоит 130 тыс. грн, ещё 60 тыс. грн в год нужно будет отдать за её обслуживание. Окупится она менее чем за год.

Пока подобные проекты для животноводства встречаются не так часто, как решения для земледелия и растениеводства. В основном потому, что растениеводческих компаний больше и профиль у них более разнообразный: от пшеницы до клубники с голубикой. Да и период окупаемости капитальных инвестиций более короткий, чем у животноводов.

Кстати, именно садоводство и выращивание ягод может стать ещё одним перспективным направлением для технологических новинок.

«Затраты на гектар там намного больше и цена ошибки очень высока. К примеру, закладка 1 га голубики стоит около $30- 50 тыс.», — поясняет Юрий Петрук. По его словам, в этом бизнесе не сразу соглашаются опробовать какие-то новинки. Сначала посмотрят, что там у соседа, который всё же решился обкатать технологию.

«Перед закладкой ягодной плантации нужно провести анализ грунта. По старинке делают химический анализ большого количества проб грунта. Хотя уже есть технология сканирования почв, которая даст возможность отобрать пробы в правильных местах и составить намного более точные почвенные карты», — поясняет Петрук.

Похоже, что стремительно стартовавший сектор ГГ-решений в сельском хозяйстве всё больше будет работать на потребности компаний малого и среднего бизнеса разных сегментов агропромышленного комплекса. Крупные же агрохолдинги уходят в индивидуальное плавание, придерживаясь мнения, что всё должно быть своим. И строят ГГ-проекты так же, как создавали себе сеть элеваторов, перерабатывающих мощностей и экспортных терминалов, — своими силами. Так надёжнее.

Теплицы и город

В советские времена на территории Украины было около 1 тыс. га закрытых теплиц. Сегодня их не более 300 га.

По словам Владимира Чернышенко, президента Ассоциации «Теплицы Украины», строить теплицы сейчас дорого: «Если ставить новую теплицу на месте старой, то это обойдётся в $2 млн за га. Если на новом месте, то от $5 млн за га».

Для того чтобы теплица окупилась хотя бы лет за 8, нужно закладывать площади в 5-6 га. Немногие решаются на такой бизнес, поскольку импортная продукция создаёт сильную конкуренцию отечественным тепличникам.

Но не исключено, что в скором времени тепличные хозяйства могут измениться и частично перекочевать в крупные города Украины, как это происходит в Америке с лёгкой руки брата Илона Маска - бизнесмена Кимбала Маска с его проектом вертикальных теплиц в контейнерах.

Высшая математика полей

В Европе подобные фермы также постепенно находят своих почитателей. В Париже так выращивают грибы. А в Лондоне открыли ферму по выращиванию салата в одном из заброшенных помещений под землёй.

«В Италии, где я училась, мы часто ходили с друзьями пить вино с сыром на крышу одного из домов, где была оборудована небольшая ферма по выращиванию салата на гидропонике. Мы общались и ухаживали за растениями», — рассказывает Кристина Кузнецова, представитель Ассоциации урбанистического садоводства Украины, о том, как может выглядеть один из вариантов городской теплицы.

В Украине такие проекты пока практически не создаются. Их достаточно сложно монетизировать и превратить из социальной инициативы в бизнес. По словам Кузнецовой, чтобы запустить вертикальную теплицу, работающую по принципу аэропоники и с удалённым контролем полива, освещения,  влажности, нужно иметь бюджет не менее 1 млн грн. В Украине первопроходцами в таком фарминге можно назвать теплицу по выращиванию клубники на крыше одного из неработающих павильонов Нового рынка в Одессе. Предприниматели рассчитывают, что их городская ферма окупится примерно за 5 лет.

Кристина Кузнецова говорит, что ресторанам крупных городов могут быть интересны такие продукты, как спаржа, разные виды зелени и салатов, особенно в зимний период. Она убеждена, что через пару лет городские фермы появятся на окраинах крупных городов Украины. Способствовать этому будет снижение цен на LED-технологии и робототехнические компоненты для теплиц.

Вода из воздуха

Несмотря на качественные изменения в агротехнологических процессах, для мира и Украины в том числе востребованными остаются проекты эффективного и максимально недорого орошения. В марте 2017 года украинские разработчики Елена Савчук и Александр Приходченко придумали альтернативный способ получения воды для полива. Проект назвали Water Cloud UA. В основе разработки известный каждому со школьной скамьи процесс конденсации влаги. Подобные проекты есть в Израиле, Австралии, США.

Высшая математика полей

Как рассказала Елена Савчук, CEO проекта, сейчас технологию с помощью специалистов технических вузов Киева и Львова доводят до состояния рабочей модели и готовятся обкатывать на полях. Продавать установки для сбора влаги начнут не ранее конца 2018 года. Одна такая установка будет стоить $1,5 тыс. и генерировать около 30 литров воды в час.

«Эта установка идеальна для ягод. У клубники сезон активного полива 3 месяца. За это время расход воды — 40 т/га. При этом 20 тонн обеспечивают осадки, а 20 тонн — дополнительный полив. Чтобы закрыть эту потребность, достаточно одной установки. Окупится она за 1-2 сезона, а прослужит не менее 10 лет», — рассказывает о рентабельности использования такой техники Елена Савчук.

Интересно, что изначально целевым рынком для Water Cloud UA разработчики считали Ближний Восток, но уже сейчас о готовности купить установки и предоставить свои поля для тестирования технологии заявили несколько средних фермеров и один агрохолдинг в Украине. Какой именно — предприниматели не говорят, ведь переговорный процесс в самом разгаре.

Правильные пчёлы

Улучшить результаты производства агропродукции можно не только с помощью автоматизации и нового «железа». В некоторых отраслях достаточно скрупулёзно собрать данные в простую таблицу Excel и проанализировать их. Это работает, например, в пчеловодстве. Для украинских пасечников главное — нарастить объёмы производства мёда, который так востребован в Евросоюзе.

Помочь им может грамотная селекционная работа.

Высшая математика полей

«Существует немецкая методика, позволяющая отследить, какое соединение отцовских и материнских семей пчёл позволит получить максимально продуктивное и не агрессивное потомство», — рассказывает Алексей Ивженко, автор экспериментального проекта «Правильные пчёлы».

Прямых финансовых затрат эта технология не предполагает. Но нужно выделить ряд пчелиных семей, за которыми будет вестись наблюдение в течение минимум трёх лет, и, собственно, время для наблюдения. Чем больше пчеловодов станут собирать данные, тем выше будет точность селекционной работы.

«В Германии эта система была внедрена почти 40 лет назад, в 1975 году. В 2010 году подсчитали, что продуктивность пчёл в результате правильной селекции выросла в 13 раз, а миролюбивость — в 44 раза», — рассказывает Алексей Ивженко.

Если в конце 1970-х одна пчелиная семья в Германии давала 18 кг мёда в год, то в 2010 году — 38-47 кг в зависимости от региона. Что касается Украины, то, по оценкам Baker Tilly Ukraine, одна пчелиная семья в среднем даёт 12-20 кг мёда в год.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Читайте также