1. Анализ тенденций развития рынка альтернативного дизельного топлива Украины
Альтернативное моторное топливо – продукция, созданная с использованием малого количества нефтепродуктов или без их использования. Чаще всего его производят из рапсового масла, однако в зависимости от географического расположения и природно-климатических условий производителей используется подсолнечное масло, конопляное, масло ятрофы. Товар выступает заменой обычным топливным материалам и призван побороть нарастающий нефтяной кризис в мире и снизить выбросы углерода.
Особенности рынка альтернативного дизельного топлива в Украине:
- Высокие экспортные цены на рапс, дающие достаточную рентабельность для аграриев при реализации сырья за границу;
- Наличие побочного продукта – глицерина, который сложен в утилизации и переработке;
- Отсутствие государственных стандартов и утвержденных законодательных инициатив по обязательному использованию биодизеля.
Украинский рынок альтернативного дизельного топлива демонстрировал потенциал развития в 2004-2014 гг., когда активно в стране продвигалась идея организации производства биотоплива разных направлений из растительного сырья, разрабатывались законодательные инициативы по обязательному его проценту в традиционных нефтяных продуктах и т.д. Теперь одним из передовых производителей и инициаторов развития данной отрасли в Украине выступает фермер Иван Кольган, владелец ФХ «Агроцентр» (с. Луки, Львовская обл.).
Рынок столкнулся с повышением цен на продукцию в конце 2021 г. и начале 2022 г., что сделало почти каждый вид товара в 1,5 раза дороже из-за увеличенной потребности в топливе. Это произошло из-за низкого предложения в отличие от спроса и изменения законодательства по сырью.
Ключевые тенденции на рынке альтернативного дизельного топлива:
- Производство растет благодаря доступности сырья, такого как рапсовое и подсолнечное масла;
- Уменьшение зависимости от ископаемых ресурсов и решение проблемы утилизацией отходов;
- Поддержка правительства в развитии альтернативной энергетики;
- Потенциал экспорта биодизеля в другие страны, особенно ЕС, где внедрены высокие требования к экологичности топлива и поддержка возобновляемых источников энергии;
- Основными производителями биотоплива являются нефтеперерабатывающие предприятия, которые строят свои заводы рядом с основными мощностями, что упрощает систему логистики и является экономически обоснованным при производстве смесевых топливных материалов согласно введенным в странах стандартам.
- На государственном уровне в Украине еще в марте 2023 г. ожидался запуск программы государственной поддержки производства биотоплива и биодизеля. Также в Верховной Раде обсуждались идеи внедрения обязательной экологической примеси биоэтанола/биометана в горючее. Однако данные о принятии таких решений пока не обнародованы;
- Для достижения критериев выбросов парниковых газов, которым должны соответствовать используемые на транспорте биожидкости, государства-члены ЕС ввели мандаты на минимальное использование биотоплива.
Европейский рынок зависит от импорта пальмового масла и биотоплива из Индонезии, которому ограничили квоты на импорт из-за общего несоответствия нормам и низкой цене. Однако ВТО отмечает, что индонезийские продукты попадают на рынок посредством параллельного импорта через Великобританию и Нидерланды. На рынке ЕС продолжается борьба за рынок как в разрезе производителей, так и в разрезе сырьевой базы. Все больше компаний рассматривают возможность организации производства биодизеля в других странах, например в Нидерландах. Эта страна привлекательна как из-за логистического расположения, так и в связи с поддержкой проектов по эко-энергии.
Следует отметить, что в ЕС растет рынок возобновляемого авиационного топлива, однако изменяются и требования к нему. Члены Европейского парламента в 2023 г. одобрили новый закон, который ужесточает требования к устойчивому авиационному топливу (SAF) в Европейском Союзе, но устанавливает нормативы относительно того, из каких типов сырья его можно производить. В июле 2022 года евродепутаты приняли проект правил закона, известного как инициатива ReFuelEU, который является планом сократить выбросы парниковых газов к 2030 году по сравнению с базовым уровнем 1990 года, и достичь нулевого уровня к 2050 году. Новые авиационные правила ReFuelEU требуют от аэропортов и поставщиков топлива ЕС гарантировать, что определенный минимум авиационного топлива будет зеленым до 2025 года. Требование будет расти выше каждого пятилетия, пока не достигнет самых высоких показателей в 2050 году.
Переработанное реактивное топливо, произведенное из отработавших газов и пластиковых отходов, также будет считаться зеленым. Кроме того, возобновляемый водород является приемлемым топливом по программе. Правила запрещают участвовать в программе SAF биотоплива, производимого из кормов и сырья пищевых культур, включая пальмовые и соевые материалы. Европейский парламент заявил, что это растительное биотопливо нельзя классифицировать как зеленое согласно инициативе ReFuelEU, поскольку оно не соответствует критериям устойчивости.
Развитие рынка будет зависеть как от текущих тенденций расширения требований к составу топливных материалов, так и от правительственной поддержки инициатив Германии (лидера европейского рынка по объемам данного производства) по запрету использования биодизеля из определенных видов сырья.
2. Производство альтернативного дизельного топлива в Украине
Альтернативное дизельное топливо делят на несколько видов в зависимости от сырья и метода производства:
- Синтетическое дизельное топливо – можно производить из любого углеродного материала, включая биомассу, биогаз, природный газ, уголь и многие другие. Сырье газифицируется в синтез-газ, который после очистки превращается посредством процесса Фишера-Тропша в синтетическое дизельное топливо. Обще синтетические топлива делятся на продукты, из которых они образовались: биомасса в жидкость, газ в жидкость или уголь в жидкость;
- Биодизель (FANE) – это возобновляемое биотопливо, форма дизельного топлива, полученная из биологических источников, таких как растительные масла, животные жиры или переработанные жиры, и состоящий из длинных цепей эфиров жирных кислот;
- Гидрогенизированные масла и жиры ((HVO, NExBTL) – топливо, которые создаются посредством превращения триглицеридов в растительном масле и животных жирах в алканы путем очистки и гидрогенизации. Производимое топливо является смежным с синтетическими топливами, а именно с полученными из растительного сырья с применением метода Фишера-Тропша;
- Смеси биодизеля и традиционного дизельного топлива – на основе углеводородов чаще всего распространяются для использования на рынке розничного дизельного топлива. Значительная часть стран мира использует систему, известную как коэффициент B, чтобы определить количество топлива в любой топливной смеси. Смеси с содержанием биодизеля 20% и ниже можно использовать в дизельном оборудовании без каких-либо или с незначительными модификациями, хотя некоторые изготовители не расширяют гарантийное покрытие, если оборудование повреждено этими смесями.
Биотопливные мощности Украины расположены на трех предприятиях: ФХ «Агроцентр», ООО «НПП Тренд», ООО «Запорожский биотопливный завод». Данные предприятия производят альтернативное топливо на основе рапсового масла. Еще два предприятия находятся на оккупированных территориях.
Производители альтернативного дизельного топлива в Украине сталкиваются с постоянной необходимостью соблюдения строгих европейских стандартов качества и экологических норм. Предприятия-производители активно сотрудничают с научными учреждениями в целях улучшения своей продукции. На ход работы влияют важные аспекты: исследование отрасли биоэнергетики, развитие технологий и инфраструктуры напрямую зависит от государственной поддержки.
3. Внешняя торговля на рынке альтернативного дизельного топлива
Украина имеет значительный потенциал для экспорта биотоплива благодаря масштабным объемам производства масличных культур, а именно рапса и подсолнечника. Но пока превышает экспорт именно культур, а не масла или дизеля.
Внешняя торговля биодизелем практически не осуществляется. В течение 2020-2023 г в Украину импортировали суммарно 10 тонн биодизеля, продукт поставлялся из России (в начале 2022 г., производство Нидерланды), Австрии и Польши.
4. Отрасли потребления
Биодизель имеет такое же предназначение, как и обычный дизель, может использоваться как самостоятельный вид топлива, так и в смеси с дизельным топливом. Таким образом основными потребительскими направлениями являются отрасли перевозок и транспортировки, авиации и энергогенерации.
В топливной отрасли биодизель смешивают с обычным при производстве топлива с необходимыми характеристиками (возобновляемое). Основными факторами, которые могут ограничивать использование биодизеля в качестве топлива - его цена, которая выше нефти. Дополнительно биотопливо может использоваться как составляющая при производстве отопительного мазута, смазочных масел для транспорта, индустриальных и трансформаторных смазок и т.п.;
- Отрасль перевозок и транспортировки использует альтернативное топливо для автомобилей с дизельными двигателями. Основной проблемой использования может оказаться влияние на топливные системы автомобилей, использующих такое топливо. Проблемы с такими системами могут возникать при низком качестве или при применении в автомобиле с системами, не приспособленными к использованию. В агросекторе биодизель является актуальным, поскольку большинство агротехники имеет дизельные двигатели, а использование фермерами собственно производимого топлива экономически целесообразно при наличии сырья. Военная техника также в основном имеет дизельные двигатели и может быть снабжена биотопливом для замещения топлива из нефтепродуктов;
- Авиационная сфера тоже подключилась к альтернативному топливу, этот сектор потребления активно развивается в Европе, к которой присоединяются крупные игроки;
- Энергетическая область может быть потребителем биодизеля при его использовании в электрогенераторах вместо части обычного дизеля. Некоторые владельцы генераторов используют такое топливо как запасной вариант при недостатке дизеля на рынке.
Крупнейшими потребителями альтернативного топлива среди компаний страны, выделяясь объемами товаров, услуг, количества потребления топлива и их официальных заявлений по использованию, являются ФХ «Геркулес», СП «НИБУЛОН», Кернел.
Потенциальными рынками потребления для украинского производителя могут быть близко расположенные страны с высокой долей импорта биодизеля (Румыния, Италия, Словения, Чехия) и более отдаленные, однако со значительными объемами потребления (Франция, Великобритания, Швеция, Бельгия, Норвегия, Швейцария, Ирландия).
5. Выводы
После бурного роста в 2022 году, спровоцированном кризисом энергоресурсов, сложившимся из-за эмбарго на продукцию из россии, большинство стран Европы начали наращивать объемы альтернативных источников топлива. Это резко подняло спрос на все категории альтернативного топлива. В 2023 г. ситуация стала выравниваться и из-за этого на рынке был заметен спад спроса, однако к концу 2023 г. он продолжал расти в обычном темпе, как в 2021 г. Наибольшим трендом потребления стало авиационное топливо, 9 из 10 упоминаний в профильных журналах ставят его на 1 место по развитию на рынке.
Развитие рынка альтернативного дизельного топлива в Украине будет обеспечено такими составляющими:
- Изменением в законодательстве Украины;
- Упрощением логистики в европейские страны с морским сообщением;
- Таможенными уступками;
- Появлением свободной ниши на европейском рынке.
Основываясь на исследовании, украинский рынок потребления может быть перспективным в случае предложения цены ниже цены на обычный дизель или же после принятия обязательных норм по использованию биотоплива на законодательном уровне. Введение норм на использование смесей биотоплива на производстве позволит сформироваться рынку в Украине. Основными предпосылками для обязательного использования биодизеля в Украине станет вступление в Евросоюз и присоединение к европейским стандартам.
Этот материал является частью исследования, проведённого специалистами компании Pro-Consulting. Для получения более подробной информации посетите официальный сайт компании pro-consulting.ua.
Pro-Consulting – украинская консалтинговая компания, лидер в сфере аналитики, маркетинговых исследований рынков, разработки стратегий, экспортного и финансового консалтинга; консультант по привлечению грантов.
+38 (044) 233-34-32
[email protected]