Контакты
Анализ рынка чайного концентрата в Украине

Анализ рынка чайного концентрата в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка чайного концентрата в Украине, 2021-1 пол. 2024 гг.

1. Общая характеристика рынка чайного концентрата Украины

Концентрированный чай на основе ягод активно занимает сегмент ритейла. Экстракт ягод и фруктов с добавлением сахара или меда, который можно разводить водой для приготовления напитка становится одним из любимых напитков украинцев. Как показывает анализ рынка продукта, в течение 2021-2024 годов ёмкости рынка концентрированного фруктового чая растет в натуральных и денежных величинах, что подтверждает рост спроса на чайный концентрат.

Ассортимент чайных концентратов в Украине очень разнообразен по вкусам и форме упаковки. Самым распространенным видом упаковки является стик (сашет) 50 г. Большинство продукции представлены смесями из двух или более вкусов.
Украинский рынок чайного концентрата представлен исключительно отечественным продуктом.

Основное преимущество чайного концентрата – это скорость и простота приготовления, что особенно ценится в офисах и заведениях общепита, где время приготовления напитков имеет большое значение.

Самым большим и стабильным каналом сбыта концентрированного чая являются заведения гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa). Основные производители чайного концентрата, особенно давно сотрудничающие с заведениями HoReCa, уже имеют налаженные отношения и логистические цепочки поставок в эти заведения. К каналам сбыта чайного концентрата относятся маркетплейсы, специализированные интернет-магазины и розничные сети супермаркетов. Среди других (менее распространенных) каналов сбыта можно выделить ярмарки, сервисы доставки еды и напитков, прямые продажи детским учреждениям, офисам, бизнес-центрам и прочим.

Диаграмма 1

Доли каналов сбыта чайного концентрата в Украине в натуральном выражении, %

Анализ рынка чайного концентрата в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

Таблица 1

Показатели емкости рынка чайного концентрата в Украине за 2021 – 8 мес. 2024 рр. в денежном выражении, млн грн

Показатель

2021

2022

2023

8 мес. 2023

8 мес. 2024

Емкость рынка, млн грн

106,27

104,35

116,94

88,93

103,88

Темп прироста, %

 

-1,8%

12,1%

 

16,8%

Источник: оценка Pro-Consulting

Тенденции развития рынка чайного концентрата в Украине отражают рост популярности этого продукта как удобного, экономичного и инновационного варианта по сравнению с традиционными формами чая, кофе или другими горячими напитками.

Основные тенденции развития рынка чайного концентрата в Украине:

  • Чайный концентрат становится более активно используемым в ресторанах, кафе и отелях с причины удобства хранения и возможности быстрого обслуживания клиентов, что позволяет бизнесам оптимизировать процесс подачи напитков и сократить расходы на обслуживание.
  • Производители имеют широкий ассортимент вкусовых вариантов, предлагая фруктовые, ягодные, с добавлением трав или специй. Это позволяет привлечь разные аудитории с различными вкусовыми предпочтениями.
  • Наибольшие объемы продаж чайного концентрата приходятся на холодное время года. Летом спрос на чайный концентрат и товары-заменители падают из-за роста спроса на холодные и газированные напитки.

2. Производство чайного концентрата в Украине

Несмотря на полномасштабное вторжение, производство в 2022 и 2023 годах в натуральном выражении увеличилось на 9,7% и 13,2% соответственно. Среди крупнейших производителей – предприятия по переработке фруктов и овощей, производящие продукцию для сегмента HoReCа и других компаний под их торговыми марками.

Таблица 2

Динамика производства чайного концентрата в Украине в 2021 – 8 мес. 2024 гг. в стоимостном выражении,  млн грн

Показатель

2021

2022

2023

8 мес. 2023

8 мес. 2024

Производство, млн грн

112,6

113,0

127,9

97,5

113,05

Темп прироста, %

 

0,3%

13,2%

 

15,9%

Источник: оценка Pro-Consulting

3. Структура экспорта рынка чайного концентрата

Экспорт чайного концентрата за 2022 год в натуральном выражении вырос на 47,37%, тогда как за 2023 год незначительно уменьшился (на 2,31%). За 8 месяцев 2024 года общий объем экспорта вырос на 4,32% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В денежном выражении темп прироста демонстрирует стабильный рост, в основном в связи с увеличением цен на продукцию.

Таблица 3

Динамика экспорта чайного концентрата с Украины в 2021 – 8 мес. 2024 гг. в стоимостном выражении выражении, тонн, тыс. грн

Показатель

2021

2022

2023

8 мес. 2023

8 мес. 2024

Экспорт, тыс. грн

6356,31

8653,15

10965,15

8590,08

9169,84

Темп прироста, %

 

36,13%

26,72%

 

6,75%

Источник: оценка Pro-Consulting

Наибольшая доля экспорта отечественной продукции чайного концентрата приходится на Молдову и Польшу, среди других стран следует отметить Германию, Литву, Канаду, Азербайджан, Румынию и Соединённые Штаты Америки.

Диаграмма 2

Географическая структура экспорта чайного концентрата с Украины за 8 мес. 2024 года в денежном выражении, %

Анализ рынка чайного концентрата в Украине
 
Источник: оценка Pro-Consulting

4. Потребители и их предпочтения

Возраст типичного потребителя чайных концентратов составляет от 25 до 45 лет. В основном это активные молодые люди, которые уделяют много времени работе, развитию или путешествиям и живут в больших городах, ведь в мегаполисах ценится скорость и удобство приготовления.

Большинство потребителей - люди с активным жизненным ритмом, которые часто предпочитают напитки и еду, которые можно приготовить быстро, без потери качества и вкуса.

Чаще всего чайный концентрат выбирают те, кто ценит здоровье и предпочитает натуральные продукты. Наличие экологически чистой упаковки также будет дополнительным аргументом для покупки продукта. Наиболее популярными вкусами являются малиновый, имбирный, облепиховый, цитрусовые вкусы, тропические фрукты, смородиновый и вишневый.

Чайный концентрат часто покупают для приготовления напитков на работе или в дороге, реже – дома. Таким образом, потребителями являются люди, которые привыкли питаться в заведениях, но хотят иметь альтернативу кофе и обычному чаю. Потребителям важно разнообразие в выборе: чайный концентрат позволяет получить холодный или горячий напиток, что может соответствовать их пожеланиям.

5. Выводы

Рынок чайного концентрата имеет потенциал для дальнейшего развития, учитывая растущий спрос на такой вид продукции.

Емкость рынка чайного концентрата постоянно росла, несмотря на начавшуюся войну и ее последствия в 2022 году. Это свидетельствует о высоком потенциале рынка чайного концентрата и его конкурентных преимуществах по сравнению с товарами-заменителями.

Выход отечественных производителей на рынки Германии, Польши, США, Канады свидетельствует о высокой конкурентоспособности отечественного производства чайного концентрата.

Выход в крупные розничные магазины, продажи через интернет-магазины и использование таргетной рекламы в социальных сетях в дальнейшем увеличит продажи чайного концентрата среди сегмента B2C.

Согласно базовому прогнозу развития рынка, ожидаемый объем емкости рынка чайного концентрата в денежном выражении будет иметь тенденцию к увеличению за счет инфляционных процессов и увеличения объемов производства вследствие постоянно растущего внутреннего спроса. Ухудшить эту динамику может отсутствие существенного увеличения объемов производства чайного концентрата в результате уменьшения количества населения Украины в ближайшие годы.

 

Этот материал является частью исследования, проведённого специалистами компании Pro-Consulting. Для получения более подробной информации посетите официальный сайт компании pro-consulting.ua.

Pro-Consulting – украинская консалтинговая компания, лидер в сфере аналитики, маркетинговых исследований рынков, разработки стратегий, экспортного и финансового консалтинга; консультант по привлечению грантов.

pro-consulting.ua
+38 (044) 233-34-32
[email protected]

Читайте также