Анализ рынка дезинфекторов в Украине

Анализ рынка дезинфекторов в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка рынка дезинфекторов в Украине в 2018-6 мес. 2021 гг.

1. Описание рынка (товара, сфер применения, классификаций)

Дезинфицирующие средства используются для предотвращения болезнетворных микробов на поверхности в больницах, лабораториях, общественных местах, а также дезинфекции промышленных объектов и в быту. Своевременная санитарная обработка позволяет предупредить распространение инфекций и снизить количество возбудителей до минимального уровня.

Итак, выделяют три вида дезинфекции:

  1. Профилактическая (ежедневная обработка рук, уборка жилья и т.д.);
  2. Текущая дезинфекция для минимизации развития инфекций в локальных местах (больничные палаты, общественные места и т.д.);
  3. Заключительная (полная дезинфекция возбудителей болезни после госпитализации, выздоровления больного).

С точки зрения продукта, рынок сегментирован на антисептики и дезинфицирующие средства. Основное отличие дезинфектантов и антисептиков заключается в их химической структуре и принципе использования.

Антисептики имеют больше бытовое значение и используются для очищения кожи. Они имеют простой состав и не наносят вред организму, что делает их пригодными для ежедневного поддержания гигиены. Обычно антибактериальное средство выпускается в компактной форме, для удобного размещения в сумках.

Дезинфицирующие средства уничтожают бактерии на разных поверхностях. В отличие от антисептиков вещество полностью уничтожает микроорганизмы, выпускается в больших объёмах на несколько литров, и иногда подлежит разбавлению. Применение дезинфицирующих средств обязательно в хирургических кабинетах, студиях красоты, на производствах и складах предприятий пищевой промышленности, где возможно распространение опасных микроорганизмов и вирусов.

В последние 1,5 года особенно популярными становятся дезинфекторы универсального применения, которое можно использовать и для обработки рук и предметов.

Основываясь на химическом типе, рынок антисептиков и дезинфицирующих средств раздваивается на четвертичные соединения аммония, соединения хлора, спирты и альдегидные продукты, ферменты и другие.

В применении рынок классифицируется как энзиматические очистители, дезинфицирующие средства и другие.

В исследовании рынка, общая динамика импорта, экспорта и производства учитывает такие сегменты рынка: универсальные, промышленные, медицинские дезинфицирующие средства и другие схожие товары, которые используются в качестве сырья, консервантов, добавок и др. Показатели охватывают бытовое, медицинское, промышленное и универсальное назначение продукции.

2. Анализ тенденций развития рынка (факторы влияния, проблемы развития)

В 2020 году на рынке антисептиков и дезинфицирующих средств наблюдалась более высокая тенденция роста в связи с негативным воздействием пандемии COVID-19 на здоровье потребителей. Это вызвало внезапное увеличение личной гигиены. Внезапное повышение спроса на такую продукцию по всему миру поставило производителей под давление. Из-за этого другие производители промышленности также начали производство дезинфицирующих средств, чтобы облегчить давление на профильных производителей.

Основные тенденции на рынке:

  • Повышение уровня гигиены и осведомленности о здоровье способствует распространению дезинфицирующих средств на рынке, особенно в период распространения COVID – 19. Помимо этого, увеличение использования дезинфицирующих средств в различных отраслях промышленности в качестве фактора личной гигиены также способствует росту рынка.
  • Индустрия клинических исследований и индустрия здравоохранения больше озабочены гигиеной, экспериментируя с различными биологическими веществами и микроорганизмами, которые могут вызывать серьезные вирусы и другие инфекции в организме человека и животных.
  • Внутрибольничные инфекции (ВБИ) представляют собой серьезную и растущую проблему в сфере здравоохранения во всем мире. Ежегодно миллионы пациентов инфицируются, и тысячи пациентов умирают из-за инфекций, приобретенных во время госпитализации. Кроме того, ВБИ приводят к дополнительным расходам как со стороны пациентов, так и больниц из-за дополнительных дней, проведенных в палате, повторной госпитализации и снижения операционной эффективности.

3. Общие показатели рынка

В 2020 году рост ёмкости рынка продолжился и составил – 57%, что объясняется увеличением спроса. Из всех показателей рынка выросло производство и импорт, а показатели экспорта уменьшились, так как основной целью на тот период было наполнение украинского рынка.

Показатель емкости в 2021 году все также растет, поскольку антисептики и дезинфекторы прочно вошли во все сферы деятельности человека. За счет увеличения импорта, прирост ёмкости составил 20%.

Производство дезинфицирующих средств в Украине показывало небольшое колебание до 2020 года. Наибольший рост наблюдался в 2020 году – 351%, что связано с необходимостью обеспечения внутреннего рынка дезинфицирующих средств для борьбы с COVID-19.

Диаграмма 1

Динамика производства дезинфицирующих средств в Украине за 2018 – 6 мес. 2021 гг., в натуральном выражении, тонн

Анализ рынка дезинфекторов в Украине

Источник: данные Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting

В структуре производства дезинфицирующих средств активное производство бытовых дезинфекторов началось в 2020 году. За 6 мес. 2021 можно наблюдать продолжение активного производства бытовых дезинфекторов. После жесткого карантина ритм жизни населения вернулся в прежнее состояние, снова началось активное использование общественного транспорта, посещение заведений. Это вызвало необходимость частого использования антисептиков бытового назначения.

Производство медицинских дезинфицирующих средств показало прирост в 2020 году. Однако 6 мес. 2021 года в сравнении с 6 мес. 2020 показали падение на 80%.  

В промышленном сегменте с 2018 года начался постепенный спад производства. Такая ситуация может быть обусловлена активным развитием направления универсальных дезинфицирующих средств. Производство последних за 6 мес. 2020 года превысило производство 2018 года на 60%.

4. Внешняя торговля

Общий экспорт всех категорий, в том числе «другого» назначения (все, что не попало в основные сегменты), дезинфицирующих средств в денежном выражении из Украины увеличивался в 2018-2020 годах. Стоит отметить, что категория дезинфицирующих средств в сегменте «Другое» включает в себя консерванты, добавки в корма, средства для сантехники.

Диаграмма 2

Объёмы экспорта дезинфекторов из Украины в 2018 – 6 мес. 2021 гг., в денежном выражении, млн. грн

Анализ рынка дезинфекторов в Украине

Источник: данные Таможенной службы Украины

В натуральном выражении общее количество дезинфицирующих средств в 2019 году имело тенденцию к уменьшению, тогда как в 2020 году наоборот – увеличение на 6% за счет резкого увеличения категории «Другие».

Показатель экспорта за период 6 мес. 2021 года уменьшился на 58% по сравнению с 6 мес. 2020 года.

Диаграмма 3

Объёмы экспорта дезинфекторов из Украины в 2018 – 6 мес. 2021 гг., в натуральном выражении, тонн

Анализ рынка дезинфекторов в Украине

Источник: данные Таможенной службы Украины

Так, экспорт медицинских, промышленных и универсальных дезинфицирующих средств имеет тенденцию к уменьшению, связанную с потребностью обеспечивать внутренний рынок начиная с 2020 года.

Бытовые антисептики в 2020 году имели значительный рост в экспорте из Украины, начиная со второй половины 2020 года. Данный факт обусловлен высоким уровнем спекуляцией товаром за счет резкого роста спроса.

5. Потребители и их предпочтения

Дезинфицирующие средства для рук, поверхностей, инструментов, антисептики относятся к линейке продуктов FMCG.

В зависимости от сферы применения дезинфицирующих средств предпочтения продукции варьируются от показателей концентрации действующего вещества. Поскольку бытовые антисептики имеют меньший процент борьбы с микробами, промышленные и медицинские дезинфицирующие средства должны иметь более агрессивный процент действующего вещества. 

Итак, можно выделить следующие предпочтения потребителей:

  • Средства должны справляться с микробами за счет действующего вещества. В этом случае на первый план выдвигается состав, и другие дополнительные компоненты.
  • Средства не должны оказывать разрушающего действия на кожу, то есть их использование не должно приводить к аллергическим реакциям или сухости. Для антисептиков бытового назначения в состав должны входить такие вещества как глицерин, масла, витамины.
  • В зависимости от целей использования упаковка должна обеспечивать комфортное использование. В большинстве случаев потребители отдают предпочтения антисептикам в виде спрея с распылителем или флакона с дозатором.
  • Также исходя из сферы использования продукта существует как специализированные, так и универсальные дезинфицирующие средства. Превосходство второго вида над первым заключается в использовании его как для рук, так и для предметов. Такой формат продукции обеспечивает защиту с широким охватом.
  • Инструкция применения. Это позволит потребителю использовать оптимальные дозировки в зависимости от сферы применения, и как следствие получить положительный эффект от использования дезинфицирующего средства.

Стоит отметить, что, учитывая тенденции потребительских предпочтений, вопросы эффективного цифрового маркетинга приобрели особую значимость, поскольку потребители стали проводить больше времени в Интернете. Выросла роль социальных сетей, и на формат онлайн-работы перешли также консультанты, которые работали с потребителями.

6. Выводы

На рынке дезинфицирующих средств в первом полугодии 2021 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, наблюдается рост ёмкости дезинфицирующих средств на 17% в натуральном выражении.

К основным причинам роста рынка дезинфицирующих средств в 2021 года можно отнести: 

  • Сохранение стабильно высокого спроса на отечественном рынке, со стороны населения и бизнес-организаций, в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID – 19;
  • Рост импорта. Стоит отметить, что объемы импорта увеличились в 1 половине 2021 года по сравнению с 1 половиной 2020 года на 24%.
  • Рост тендеров на рынке. В первой половине 2021 года было проведена закупка на 31% чем за аналогичный период 2020 года.

Из-за небольших объёмов импорта в сегменте бытовых дезинфицирующих средств основные импортёры в этом сегменте имеют тенденцию каждый год меняться.

В сегменте медицинских дезинфицирующих средств крупнейшим импортёром с 2018 года неизменно остаётся ООО "«ПП "Вилан».

В импорте универсальных дезинфицирующих средств также присутствует тенденция к ежегодной смене основных импортеров.

Учитывая крупных производителей и импортёров дезинфицирующих средств на территории Украины, можно выделить ТОП-5 основными операторов рынка в сегменте промышленных, медицинских и универсальных дезинфицирующих средств: ООО «Эколаб», ООО «Бланидас», ООО «Украинские химические технологии ЛТД», ООО «НПП «Вилан» и ЧП «Интер склад».

Важно отметить, что рынок дезинфицирующих средств в Украине импортозависимый, особенно от сырья для производства продукции.

Увеличивается сумма государственных закупок на рынке, что способствует дальнейшему развитию рынка. Также на рынке развивается частная медицина и косметология, в сегменте HoReCa появляются новые операторы и расширяются старые, в промышленности ужесточаются требования к продукции и качеству. Они являются главным потребителем дезинфицирующих средств.

С большой долей вероятности можно утверждать, что и далее потребители будут тщательно следить за здоровьем и гигиеной, отдавая предпочтение продуктам, с антибактериальными свойствами. В данный момент здоровье — основная причина для беспокойства большинства потребителей в Украине и мире.

Читайте также