Анализ рынка крафтового пива в Украине

Анализ рынка крафтового пива в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка крафтового пива в Украине, 2021-2023 гг.

1. Анализ тенденций развития рынка в 2021-2023 гг. в Украине

Законодательно закреплённого обозначения понятия «крафтовое пиво» в Украине не принято. В основном предоставляется описывающая характеристика, в которой ключевым является производство малыми независимыми пивоварнями или микропивоварнями в ограниченных количествах, с использованием качественных и натуральных ингредиентов. Крафтовые пивоварни обычно в свою очередь ставят своей целью создание уникальных сортов пива, экспериментируя с составом и процессом производства, чтобы отличиться на рынке своей аутентичностью и индивидуальностью.

Развитие рынка крафтового пива в Украине за последние годы имеет сложную динамику. С одной стороны наблюдается рост потребления алкоголя с начала полномасштабного вторжения: согласно результатам опроса "Украинского института будущего", 28% респондентов увеличили употребление алкоголя после начала полномасштабной войны. Однако, также отмечается тенденция к спаду, которая спровоцирована экономическими факторами. Инфляция, колебания валютных курсов, высокая стоимость газа, подорожание электроэнергии для предприятий, повышение тарифов на перевозки и резкие изменения в экономической среде в целомсущественно повлияли на затратную составляющую предприятий отрасли.

Согласно публикациям компании Euromonitor International за 2023 год, в Украине наблюдается уменьшение спроса на дешевое пиво, что вызвано ростом требований потребителей к качеству продукта. Также указано, что в Украине растет популярность безалкогольного пива. Эти тенденции свидетельствуют о необходимости производителям пива адаптировать свою продукцию и маркетинговые стратегии в соответствии с потребностями потребителей.

2. Производство и емкость рынка крафтового пива в Украине

В производстве пива (без сегментации на массовое и крафтовое) в 2023 году наблюдается восстановление производства после значительного спада в 2022 году, который был вызван полномасштабным вторжением.

Диаграмма 1

В Украине к крафтовым пивоварням до 2023 года относились предприятия мощностью до 3000 гектолитров в год. По оценкам Офиса эффективного регулирования BRDO, до начала полномасштабного вторжения количество таких пивоварен составляло 241 предприятие, доля производства крафтового пива в общем объеме производства пива - 3%, на чем и базируется оценка объемов производства в натуральном выражении.

В 2023 году Верховная Рада приняла два новых законопроекта (№5118 и №5119), направленных на поддержку малого пивоварения. Согласно этим законам, с 2023 года акцизный налог на пиво уменьшится на 50% (с 2,78 грн/литр до 1,39 грн/литр). Кроме того, в них появится новый термин - "малые производители пива", которые производят не более 20000 гектолитров в год. Это означает, что малые пивоварни смогут производить больше пива по лицензии малой пивоварни (за 30000 грн. в год) и будут иметь возможность расширить свои объемы продаж.

Диаграмма 2

3. Внешняя торговля на рынке крафтового пива в 2021-2023 гг.

В денежном выражении отмечается снижение объемов экспорта в 2023 г. по сравнению с 2022 г., при почти неизменном объеме в натуральном выражении, что связано со снижением средней цены на экспорт и колебаниями курса валют. Так в 2022 году средняя цена составляла 4,48 долларов за литр, в 2023 г. снизилась до 3,78 долларов за литр, следовательно падение средней экспортной цены составило 15,7%.

Диаграмма 3

При оценке импорта крафтового пива в Украину к категории крафта было отнесено продукцию микро-пивоварен, и ту продукцию региональных пивоварен, которая изготавливается по оригинальному рецепту.

Несмотря на очевидное уменьшение натуральных объемов импорта крафтового пива в Украину, объемы импорта в денежном выражении имеют тенденцию к росту, которая связана с увеличением средней цены товара из-за роста цен на пиво у поставщиков и расходов на логистику. Так в 2022 году средняя цена импортного крафтового пива на таможне составляла 3,09 доллара за 1 литр, в 2023 году выросла на 19,5% достигнув 3,7 долларов за литр.

Диаграмма 4

4. Портрет потребителя и структура потребления

По результатам опроса группы "Рейтинг", основными потребителями пива в Украине являются представители возрастной категории 18-35 лет. География проживания почти не влияет на уровень потребления пива, однако несколько ниже популярность у пива в западных регионах страны, где сравнительно большим спросом пользуется вино. Среди потребителей алкогольных напитков предпочитают пиво чаще мужчины, чем женщины, однако в сегменте крафтового пива этот разрыв менее выражен. Потребители крафтового пива имеют преимущественно доход выше среднего, проживают в столице или областном центре, в основном занимаются высококвалифицированным трудом, преимущественно интеллектуальных или творческих направлений.

В отличие от Украины, в Европе выше потребление пива в возрастной категории старше 35 лет, но, все больше брендов работают над тем, чтобы привлечь внимание так называемого поколения Z. Именно для этой категории постоянство и ответственность производства часто становится принципиальной при выборе. Также важными для поколения Z в Европе являются благополучие животных, изменение климата и загрязнение воздуха.

Бренды, которые ассоциируются с усилиями в преодолении этих проблем, имеют больший успех в этом сегменте аудитории. Для Украины такие направления деятельности бренда пока не являются принципиальными для привлечения новых потребителей. Среди социальных инициатив сейчас в Украине более распространены акции в поддержку ВСУ, как сбор пожертвований или "пиво за донат".

По данным ранее проведенных исследований и кабинетной оценке, за последние 5 лет у 21% респондентов исследований потребление пива снизилось, у 17% - возросло, при этом 24% опрошенных отметили, что стали отдавать предпочтение крафтовому пиву.

Большинство украинцев потребляет пиво дома, из видов упаковки предпочитая стеклянные бутылки или металлические банки. Сейчас вопрос экологичности упаковки потребителем не учитывается на этапе выбора.

Ключевой характеристикой для выбора пива более 90% потребителей называет вкус, среди потребителей крафтового пива также важным для выбора является стиль. В сегменте крафтового пива суммарно наиболее популярными стилями являются IPA и Stout. Среди женщин также значительную популярность имеют экспериментальные и ароматизированные сорта.

5. Заключение

По состоянию на 2023 год сформирована тенденция восстановления рынка крафтового пива. Объемы еще не достигли довоенных, но вероятно падение 2022 года было временным. Сейчас на рынок влияет много факторов, некоторые из них неоднозначны. Так длительная война имеет очевидное негативное влияние на экономику страны и снижает спрос на все товары премиум и "мидл-ап" сегментов, в том числе крафтовое пиво, но, с другой стороны, длительный стресс приводит к увеличению потребления алкоголя, что может несколько увеличить аудиторию.

Прогнозируется, что положительное влияние на рынок крафтового пива окажет принятие двух законопроектов (№5118 и №5119), направленных на поддержку малого пивоварения. Согласно этим законам, с 2023 года акцизный налог на пиво уменьшится на 50% (с 2,78 грн/литр до 1,39 грн/литр). Кроме того, в них появится новый термин - "малые производители пива", которые производят не более 20000 гектолитров в год. Это означает, что малые пивоварни смогут производить больше пива по лицензии малой пивоварни (за 30000 грн. в год) и будут иметь возможность расширить свои объемы продаж.

Также важными факторами влияния будут:

  • Увеличение стоимости природного газа и электроэнергии для предприятий, а также повышение тарифов на грузовые перевозки приведут к росту себестоимости, что заставит производителей крафтового пива повышать цены на свою продукцию. Отдельно отмечается влияние подорожания тары на пиво в стеклянных бутылках, поскольку этот продукт является более требовательным к условиям транспортировки. В этой ситуации производители, которые предпочитают металлические банки или кеги находятся в более надежном сегменте.
  • Патриотический настрой потребителей: Растет количество производителей, которые выпускают пиво патриотических брендов, что способствует поддержке внутреннего производства и повышает спрос на отечественные товары.

Этот материал является частью исследования, проведённого специалистами компании Pro-Consulting. Для получения более подробной информации посетите официальный сайт компании pro-consulting.ua.

Pro-Consulting – украинская консалтинговая компания, лидер в сфере аналитики, маркетинговых исследований рынков, разработки стратегий, экспортного и финансового консалтинга; консультант по привлечению грантов.

pro-consulting.ua

+38 (044) 233-34-32

[email protected]

Читайте также