Анализ рынка пива в Украине

Анализ рынка пива в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка пива в Украине 2017- 3 мес. 2023 года

1. Анализ тенденций развития рынка пива в Украине

Пиво является лидером продаж в сегменте алкогольных напитков с долей 35%. Всего в Украине 241 пивоваренный завод, среди них — 204 малых пивоваренных заводов с объемом производства до 300 000 л.

Около 90% пива в Украине – отечественного производства, ведь импортное пиво дороже, поэтому проигрывает в конкуренции. По своим качественным показателям украинское пиво не уступает зарубежным аналогам. Спрос в мире на него растет из-за высокого качества продукта, дизайна и разнообразия сортов и способов приготовления.

В пивоварении практически нет теневого рынка, поскольку пиво сложнее подделать и из-за невысокой цены на продукцию. Объемы нелегального производства оцениваются на уровне 5–8%. Наибольшую долю в теневом рынке составляют мелкие пивоварни, которые открываются на базе ресторана, хотя качество такого пива достаточно высоко. К причинам существования подпольных пивоварен относят высокие цены на лицензии на производство.

Вместе с тем, на сегодняшний день пивной рынок Украины находится в затруднительном положении, прежде всего из-за сокращения объемов производства и потребления продукции на рынке в 2022 году. В первую очередь, это связано с войной в стране, из-за чего произошло ухудшение социально-экономической ситуации и снижение покупательной способности населения.

Основными тенденциями рынка пива в Украине в 2022 году были:

  • сокращение объемов производства в связи с полной остановкой предприятий на временно оккупированных территориях;
  • снижение объемов реализации пива из-за ухудшения благосостояния населения, а также временного запрета на продажу и ограничения времени для покупки алкоголя;
  • снижение потребления крафтового пива;
  • замена советских названий товара на новые или обновление старой рецептуры пива;
  • расширение географии экспорта пива.

Положительной тенденцией стало возобновление работы предприятий. Черниговская пивоварня, входящая в состав «AB InBev Efes Украина», остановила работу 24 февраля, а через месяц территория пивоваренной и производственной мощностей была сильно повреждена. Уже в конце декабря 2022 г. завод полностью возобновил работу. За время остановки производства в Украине «Черниговское» начали варить на заводах в Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Польше, Дании, Австрии, Швейцарии, Соединенных Штатах, Канаде, Колумбии и Бразилии – всего на 14 рынках. Прибыль была направлена на продвижение украинской культуры и оказание помощи украинцам.

2. Производство пива в 2017-1 кв. 2023 гг.

Колебания объемов производства пива носят сезонный характер, традиционно они растут в конце апреля и декабре (перед майскими и новогодними праздниками), самые высокие - летом. Осенью традиционно спрос снижается.

В 2022 году объемы производства пива сократились на 28 % по сравнению с предыдущим годом, что стало результатом войны в стране, частичной остановкой производственных мощностей и снижением спроса на продукцию. Помимо усложненных условий производства на рынок пива повлиял запрет на реализацию алкоголя. В апреле запрет был частично смягчен, за первую неделю работы объемы производства пива и солода в сумме выросли почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За 1 квартал 2023 года производство пива показало положительный прирост в 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Диаграмма 1

Производство пива в Украине в период 2017 – 1 кв 2023 гг., млн дал

Анализ рынка пива в Украине

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting

  1. Внешняя торговля пивом в Украине

В 2021 году по сравнению с 2020 годом экспорт пива уменьшился на 5,6% до 42,431 млн долларов. Крупнейшими странами для экспорта были Китай, Белоруссия и Молдова.

Диаграмма 2

География экспорта пива из Украины в 2021 г., в денежном выражении

Анализ рынка пива в Украине

Источник: по данным Государственной таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting

С началом полномасштабной войны, самой большой проблемой для реализации любого товара стала логистика. И учитывая, что крупнейшая страна по экспорту пива была Китай, то, конечно, вопрос стал острее. Но уже в июне Украина смогла восстановить логистику, и к концу года рост экспорта пива вырос практически до довоенных показателей.

В 2021 году импорт пива в Украину составил 7,4 млн. дал, что на 6% больше, чем в предыдущем году.

Главным поставщиком пива в Украину стала Мексика. Она поставила Украине напитка в 18,6 млн долларов – при том, что общий объем его ввоза оценивается в 70,81 млн долларов. На втором месте по импорту пива стоит Бельгия, далее - Германия.

До июля 2022 г. наблюдались сложности с поставками импортного пива в Украину поскольку этот товар не попал в список критической продукции, на закупку и ввоз которого бизнес может покупать валюту. В июле-августе ситуация с поставкой импортных товаров улучшилась, но из-за подорожания логистики цены на импортные товары с начала войны выросли почти на 16%.

3. Потребители пива и их предпочтения

Потребители пива в первую очередь ориентируются на вкусовые качества. Дешевое и среднее по цене пиво обладают примерно одинаковым объемом продаж – 43 и 37% покупателей пьют именно их. Такие марки покупаются в киосках и магазинах у дома, в гипермаркетах.

Дорогое пиво предпочитают только 4% респондентов. Такое пиво покупают в продуктовых и специализированных магазинах. В ресторанах и барах чаще заказывают пиво, чем другие напитки. Производители премиум пива часто ориентируются на рынок разливного пива в Украине, чем на розницу в гипермаркетах.

Что касается портрета потребителя, то пиво пьют:

  • преимущественно мужчины – две трети мужчин, одна треть - женщин;
  • две трети покупателей имеют доход выше среднего;
  • один из 25 украинцев пьет его каждый день, другие употребляют не так часто, от двух раз в неделю и реже;
  • в основном пиво пьют дома.

Украинцы пьют меньше пива, чем жители других стран и находятся на одном из последних мест по частоте употребления. Если в Чехии на душу населения приходится 147 литров пива в год, то в Украине – всего 54 литра. Гораздо больше у нас пьют крепкий алкоголь.

4. Выводы

После резкого спада в 2022 году пивной рынок Украины начал восстанавливаться. За первый квартал 2023 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прирост составил более 60%. Несмотря на сокращение объемов производства, закрытие производственных площадок и наличие олигополии на рынке, перспективы развития пивной отрасли в Украине есть. В частности, к таким перспективным путям можно отнести развитие крафтовых пивоварений (маленьких независимых пивоварен, которые готовят напиток по традиционным рецептам), которые очень популярны в Украине.

Уровень производства и продаж в дальнейшем будет зависеть от хода военных действий и экономической ситуации. На возвращение к потребительским показателям 2021 года в регионах, где активные боевые действия закончились в 2022 г., потребуется около двух лет. Ритейлеры тоже не ожидают быстрого обновления рынка, поскольку алкоголь не является товаром первой необходимости, поэтому это одна из категорий, от которой люди начинают отказываться для экономии денег.

Наибольшую угрозу пивоваренной промышленности Украины представляют негативные макроэкономические тенденции, особенно уменьшение объемов платежеспособного населения. Пивная продукция не относится к продуктам первой необходимости, поэтому вполне вероятно, что уровень потребления пивной продукции в 2023 году будет ниже довоенного уровня. Перспективно развитие экспорта отечественного пива через популяризацию на иностранных рынках.

 

Рынок пива в Украине: тенденции развития. Рынок пива Украины 2023. Тенденции рынка пива Украины. Пивной рынок Украины. Анализ украинского рынка пива 2023.

Читайте также