Инноватор и бизнес-икона современности Илон Маск разозлися, стоя в пробке в Лос-Анджелесе, и якобы так пришла идея проложить под городом туннели для автомобилей, чтобы решить проблему трафика. Об этой идее предприниматель тут же написал в Твиттере — так родилась The Boring Company.
На днях Маск представил жителям Лос-Анжелеса видение туннеля. Предприниматель планирует создать сеть подземных туннелей для транспортировки пассажиров и багажа под землей со скоростью 150 миль в час. Как сообщают в The Boring Company, за 1 доллар можно будет добраться из центра Лос-Анжелеса в аэропорт всего за 15-20 минут вместо привычных полутора часов. В отличие от другого транспортного проекта — Hyperloop, где капсулы с пассажирами будут передвигаться на скорости близкой к сверхзвуковой, туннели под городами послужат альтернативой метро. Спуститься к посадочным площадкам под землю можно будет в нескольких точках в Лос-Анжелесе на лифте.
Звучит фантастически, впрочем как и все, о чем говорит Илон. Публику уже сложно удивить инновациями, которые создаются в компаниях под его руководством. Под сомнением разве что финансовая сторона вопроса.
Где деньги, Илон?
По данным Bloomberg, в компании Tesla «сгорает» до 480 тысяч долларов в час или около 8 тысяч долларов в минуту. Нерадужно обстоят дела с финансами и в другой инновационной компании в империи Маска — SpaceX. Согласно последним заявлениям, космическая компания вынуждена поднять стоимость одного запуска ракеты на 50%. Это необходимо из-за требования NASA перепроектировать космический «грузовик» Dragon. Таким образом, один запуск ракеты SpaceX обойдется национальному космическому агентству в 150 миллионов долларов, что дороже, чем у Роскосмоса. Хотя изначально планировалось, что запуски частных ракет будут дешевле на 30% за счет возвращаемой первой ступени.
Другими словами, в других проектах Илона денег в обрез. Но инноватор на то и инноватор, что изобретает нестандартные способы решения проблем.
Еще в марте 2017 года Маск сделал твит с фото фирменной кепки The Boring Company без какой-либо подписи. Видимо, это была удочка, которую предприниматель дальновидно закинул фанам задолго до того момента, когда ему бы понадобились деньги для развития «скучной компании» (прим. ред. — игра слов: «boring» переводится скучный или бурящий).
Позже в декабре 2017-го Маск анонсирует в Твиттере старт продаж кепок, чтобы вырученные средства пустить на бурение туннелей.
Однако Маск не ограничился «скучными» кепками и продолжил сбор средств, объявив о старте продаж вовсе не скучных огнеметов, которые наделали много шума в информационном поле. Даже если не учитывать фактическую прибыль от продажи огнеметов, выгода от бесплатных публикаций и вовлечения фанатов может оцениваться в сотни тысяч долларов.
Source: The Boring Company
Итак, какой же замысел преследует Маск, запуская в продажу сувенирную продукцию с логотипом The Boring Company?
- Прибыль
Продажей сувенирки не гнушаются бренды-гиганты: от Ferrari до университета Стенфорда. Люди хотят быть причастными к классным проектам, поэтому продавать сувениры — весьма доходное дело. Как правило, продажа аксессуаров приносит большим компаниям до 20% оборота при маржинальности до 80%. Ведь основное в аксессуарах — любимый логотип, а не фактическая стоимость материалов или производства. В The Boring Сompany сообщают, что уже продали кепок на 600 тысяч долларов и получили 2 тысячи предзаказов на огнеметы (по 500 долларов за штуку).
- Пиар
Сеть подземных туннелей — это более массовый продукт по сравнению с автомобилями Tesla или отправкой грузов на орбиту на ракетах SpaceX. Поэтому привлечь внимание как можно большей аудитории и заручиться поддержкой адвокатов бренда — одна из важнейших задач. Продажа «хайповых» огнеметов отлично справляется с созданием шума в СМИ и привлечением новых фанатов.
А давайте тоже запустим краудфандинг!
Но сработает ли этот прием для любого бизнеса? Множество предпринимателей, похоже, считают, что сбор средств посредством краудфандинга — легкий способ привлечь деньги. Новички в этой теме склонны полагать, что все, что им нужно сделать — это создать убедительную страницу на краудфандинговой площадке, и сам сервис, будь то Kikstarter или IndieGoGo, привлечет трафик и бекеров.
К сожалению, так это не работает. Тому, кто хочет добиться успеха на краудфандинге, нужно будет создать шумиху в СМИ и социальных сетях вокруг проекта самостоятельно. Краудфандинговые площадки действительно помогают перспективным проектам, включая их в списки рассылок «Project we love». Но для того, чтобы попасть в этот список лучших проектов, нужно уже быть популярным проектом. То есть ожидать помощи со стороны до того, как вы станете успешным проектом, не стоит.
Чтобы преуспеть, следуйте рекомендациям, которые мы подсмотрели у Илона.
- Расскажите историю
Люди не тратят деньги из-за рациональных доводов, они покупают эмоционально. Нет более мощного инструмента для запуска эмоционального вовлечения к бизнесу, чем рассказать искреннюю историю, которая говорит о чем-то большем, чем просто продукт. Расскажите, как пришла идея, о чем вы мечтаете, хотите ли сделать мир лучше, чьи жизни изменятся, если вы преуспеете. Show big idea!
- Предлагайте по-настоящему классные вознаграждения
Для большинства проектов виртуальное «спасибо» бекеру или почтовая открытка — уже не работают. Придумайте что-то, что включит сарафанное радио и заставит нажать на кнопку «Поддержать проект». Огнеметы, скажем, это отличный вариант.
- Привлекайте деньги при помощи краудинвестинга
Краудинвестинг — это краудфандинг с целью приобретения акций, участия в капитале. То есть инвестор за финансовый взнос получает не продукт или подарок, а часть акций бизнеса. Этот механизм позволяет частным инвесторам делать небольшие вклады в компании на этапе старта, а владельцу бизнеса быстро найти нужные финансы для старта.
Краудинвестинг подходит как для инновационных стартапов, так и для традиционных бизнесов. Скажем, довольно сложно собрать средства на постройку сельскохозяйственной фермы при помощи краудфандинга, но реально и удобно при помощи краудинвестинга.
К сожалению, В Украине пока нет рабочих площадок для совершения совместных сделок в сфере микроинвестирования. Хотя такая платформа была бы двигателем развития малого и среднего бизнеса, а также инструментом для приумножения капитала частных инвесторов.
Поэтому мы в InVenture решили запустить первую в Украине площадку для краудинвестинга и вскоре анонсируем запуск. Если вы заинтересованы в том, чтобы разместить свой проект для поиска инвестиций или хотите стать инвестором — напишите письмо с темой «Хочу узнать больше про краудинвестинговую платформу InVenture» на почту [email protected]. Мы внесем вас в список ранних последователей, чтобы высылать новости о запуске проекта.
- Поставьте несколько целей во время сбора
Расскажите потенциальным бекерам, что планируете сделать, если соберете 100 тысяч, а потом, если соберете 200, какой дополнительный классный сервис или продукт запустите. Это гибкий инструмент, который позволит вам начать с малого и развиваться по мере того, насколько успешно будет продвигаться финансирование.
- Рассказывайте от первого лица
Лучше не начинать сбор, пока в ваших социальных сетях недостаточно активных и лояльных подписчиков. Краудфандинг базируется на уже существующих фанах, которые знают и любят вас.
Очень важно личное вовлечение основателя, который активно делится на своих персональных страницах размышлениями о ходе сбора и успехами (и еще — неудачами, ведь люди особенно любят читать о провалах, на которых можно поучиться).
Пожалуй, это главный урок Илона, который мы усвоили: станьте таким лидером, которого любят и доверяют на основании прошлых свершений и побед.
Source: SpaceX Memes Facebook Page
Многие бизнесмены и активисты слишком скромны, чтобы делиться успехами в социальных сетях, в блоге и рассылках. Действительно, это не присуще украинской ментальности — «хвастаться» на людях. Но если вы не расскажете, о той работе , которую уже проделали и о тех достижениях, которые есть на вашем счету сегодня, то о своих (возможно, даже менее значительных) победах расскажет кто-то другой и заберет внимание аудитории в вашей нише. На большинстве рынков личный бренд первого лица компании теперь такой же монетизируемый ресурс, как репутация компании в целом.
Для привлечения дополнительного внимания к проекту — дайте продукт для тест-драйва лидерам мнений и блогерам, попробуйте донести свою историю до онлайн-медиа вашей тематики. Используйте таргетированную рекламу в релевантных социальных сетях.
- Систематические апдейты о статусе
Нет ничего хуже для репутации компании, чем собрать нужную сумму и на многие месяцы исчезнуть с радаров. Волей-неволей у бекеров начинают появляться негативные мысли. Чтобы вам доверяли и продолжали финансировать проект даже после завершения кампании (такая функция доступна на IndiGoGо, например), делитесь регулярными отчетами. Если не все идет гладко, то лучше предупредить о задержках отгрузок сразу. Люди входят в положение «прозрачных» компаний, которые искренне делятся своей историей.
Напомним, что ранее на InVenture также выходили статьи по теме: