Такие завления мы недавно слышали от компаний Инвестиционный капитал Украина (ICU), Concorde Capital, Дмитрия Лисицкого (UMH Digital) и др.
Фонды прямых инвестиций (Private Equity) – понятный и распростраенный инструмент инвестирования в развитом мире. «Часто компании сталкиваются с дефицитом средств для дальнейшего развития, получить кредит в банке порой довольно проблематично, поскольку большинство заемщиков уже перекредитованы, а привлечь иностранного инвестора способны далеко не все. При этом большинство фондов прямых инвестиций создавались до кризиса, поэтому либо уже нашли покупателей на свои активы, либо находятся в поиске», – говорит Макар Пасенюк.
В то же время инвесторам интересна Украина. «Каждый день к нам обращаются инвесторы, которые готовы вкладывать в Украину. Однако пока их интерес скорее теоретический. О реальных инвестициях говорить еще очень рано», – рассказал неофициально представитель одной из иностранных инвестиционных компаний.
Кроме того, активизировались торги украинскими бумагами на иностранных площадках. По информации Варшавской фондовой биржи, объем торгов акциями украинских эмитентов в мае вырос до $105 млн, что на 13% больше, чем за май прошлого года. Больше всего увеличились объемы торгов одного из крупнейших в Украине производителей яиц компании Ovostar Union – почти в 9 раз, угледобывающей Сoal Energy – почти втрое и сельскохозяйственной IMC – в 2,5 раза. Но доступ к зарубежным площадкам есть далеко не у всех компаний. «Наш фонд не будет секторальным. Но уже сейчас очевидно, что покупателей интересуют доли в пищевой промышленности, FMCG-секторе, ритейле – во всем, что связано с потреблением», – уточнил Макар Пасенюк.
По словам генерального директора Dragon Capital Томаша Фиалы, инвесторы начали заходить в Украину сразу после февральского переворота и последовавшего за ним бегства Виктора Януковича. Но российская агрессия в Крыму и на востоке прервала реализацию их инвестиционных планов. «При этом мы видим повышенный интерес со стороны европейских инвесторов, которого не было с 2008 года, и все они хотят прозрачности и безопасности», – сказал учредитель, генеральный директор по инвестициям SG Alpha Штеффен Грушка.
Пока их основная активность отображается во вложениях в госбумаги. С начала года портфель ОВГЗ на балансе иностранцев вырос более чем на треть: с 11,9 млрд грн до 16,3 млрд грн. «Уже в мае мы увидели растущий спрос на еврооблигации. Это доступный для иностранных инвесторов и ликвидный инструмент, интерес к которому подогревается практически нулевой доходностью суверенных еврооблигаций развитых стран», – говорит Штеффен Грушка.
При вложении в Украину инвесторы будут очень осторожны. «Те, кто вкладывал в Украину в 2005-2007 годах, вряд ли вернутся. А если и вернутся, то далеко не все. Украина показала им, что они ей не нужны. Не было сделано ничего, чтобы их удержать или привлекать новых», – сетует управляющий директор инвестиционной группы «Универ» Алексей Сухоруков.
Особое внимание необходимо уделить защите прав кредиторов и миноритариев. «Надо двигаться от коррупционно-бюрократического олигархата, которому не нужна ни рыночная экономика, ни ее развитие, к современному правовому государству европейского уровня. Фондовый рынок – инструмент перетока сбережений в инвестиции. Главная проблема заключается, конечно же, в том, что этот рынок не востребован экономикой, но если вдруг он срочно понадобится, то при текущем регулировании он со своей функцией будет справляться не очень хорошо. Надеюсь, что президент Петр Порошенко и Кабмин поставят в приоритет привлечение в экономику инвестиций, как прямых, так и через публичные размещения», – говорит Алексей Сухоруков.
Прекращение военных действий – обязательное условие для работы бизнеса. За этим должны последовать структурные изменения в экономике и политике. «Обязательно нужна радикальная дерегуляция, искоренение коррупции, налоговая реформа, которая существенно упростит налогообложение, реформа судебной системы и правоохранительных органов с их сокращением», – перечисляет Томаш Фиала.