Если Украина направит свой технологический опыт на создание динамичной цифровой предпринимательской экосистемы, она сможет стать крупным игроком в глобальной цифровой экономике, укрепить свою конкурентоспособность и определить долгосрочные перспективы.
На сегодняшний день около 400 цифровых стартапов запускаются ежегодно в Украине, из которых лишь один или два в конечном счете, становятся успешными компаниями. Среди этих историй успеха можно выделить: Readdle - приложение для чтения документов, сканирования, форматирования и печати на устройствах iPhone и iPad, Deposit Photos - профессиональная библиотека фотографий и Looksery, которая разработала фильтра для преобразования лица, которые могут быть использованы при съемке фото со смартфона и в последующем была приобретена компанией Snapchat за $150 млн.
Немногие украинские digital стартапы становятся процветающими компаниями
Среди Digital стартапов, которые получили финансирование за период 2012-2014 гг., большая часть (57%) была сфокусирована на глобальный рынок, при этом около 50% стартапов были наплавлены на решение проблем B2C сегмента и 12% на микс B2C и B2B модели.
Большинство украинских стартапов, которые поддержали венчурные капиталисты в 2012-2014 гг. относятся к следующим секторам: интернет-торговля (e-commerce); социальные платформы, программное обеспечение как услуга (SaaS) и инфраструктуры как услуга (IaaS); контент и большие данные (big data). Около 65% стартапов ориентированы на Web, 15% одновременно заточены под Web и Mobile, и еще 15% - Mobile.
Украинские стартапы, которые получили финансирование в 2012-2014 гг.
Некоторые иностранные венчурные инвесторы довольно активны на украинском рынке, часто они инвестируют в партнерстве с одним из пяти украинских венчурных фондов или местными бизнес-ангелами (политиками и бизнесменами). Крупнейшие российские венчурные фонды начали активно инвестировать в Украину в 2010 году, однако поток инвестиций из России прекратился в 2014 году из-за политического противостояния между двумя странами.
Размер инвестиций в украинские стартапы сократился
В 2014 году общий объем инвестиций в украинские digital стартапы составил около $23 млн, это менее половины от объема инвестиций в 2013 году, несмотря на рост числа сделок. Подавляющее большинство венчурных сделок в 2014 году представляло собой небольшие seed раунды. В 2015 году согласно отчету UVCA количество венчурных сделок сократилось, однако объем VC инвестиций наоборот возрос.
Инвестиции в некоторые цифровые сектора растут в Украине
Преимущества и возможности
• Украина имеет хорошую систему образования, развитую ИТ-индустрию аутсорсинга, а также R&D экспертизу, что говорит о наличии талантливых разработчиков программного обеспечения, оплата труда которых ниже по сравнению с коллегами в развитых странах.
• Число пользователей Интернет в Украине стремительно растет с развертыванием связи 3G и ростом внедрения смартфонов. К 2018 году, в Украине будет использоваться порядка 41 млн. смартфонов, по сравнению с 16 млн. в 2014 г.
• Пострадавшие от экономического кризиса, более 340 000 компаний нуждаются во внедрении цифровых решений, для того чтобы сократить расходы и стать более продуктивным, начиная от малых и средних предприятий в сельском хозяйстве, розничной торговле и логистике.
Слабые стороны и угрозы
• Нехватка инвестиционного капитала остается основным препятствием для развития стартапов на ранних стадиях, заставляя некоторых предпринимателей уезжать за границу в поисках финансирования.
• Отсутствие навыков построения бизнеса и знаний глобального рынка, а также маркетинговые компетенции часто не позволяет талантливым ИТ-специалистов реализовать успешные проекты.
• Политическая нестабильность привела к тому, что около половины аутсорсинговых компаний Украины урезали свои бюджеты, а некоторые компании свернули свои R&D центры.
• В Украине совсем незначительное количество инкубаторов и акселератороа, а университеты и крупные предприятия обеспечивают недостаточную поддержку стартапам.
• Эксперты рынка и предприниматели жалуются на значительные пробелы в нормативно-правовой базе.
Маркетинговая поддержка имеет жизненно важное значение для украинских стартапов
РЕКОМЕНДАЦИИ
Обмен опытом
• Украинские корпорации должны дать молодым предпринимателям более широкий доступ коммуникаций с их ключевыми сотрудниками, обеспечить стартапы дополнительной управленческой поддержкой и передать опыт (возможно посредством неформального менторства).
• Университеты должны обеспечить более эффективную систему бизнес-образования, чтобы помочь инженерам развивать управленческие навыки. Университеты в Украине должны плотно сотрудничать с корпоративным сектором, запускать совместные бизнес-курсы для некоммерческих факультетов ВУЗов.
Расширение рынков
• Стартапам необходимо мыслить глобально изначально. С учетом относительно небольшого размера внутреннего рынка, государственный и частный сектор Украины должны работать совместно, чтобы использовать украинскую диаспору и создать сеть зарубежных партнеров, готовых помочь стартапам ворваться на зарубежные рынки.
Стимулирование инвестиций
• Инвесторы могут снизить риски за счет создания синдикатов. Участвуя в синдикативных сделках совместно с иностранными венчурными фондами, внутренние венчурные инвесторы должны взять на себя роль lead инвестора.
• Правительство должно активизировать реформы, прежде всего в судебной системе и в вопросах интеллектуальной собственности. Выходя за рамки нынешней геополитической ситуации, инвесторы должны быть уверены в четких «правилах игры» и верховенстве закона.
Стимулирование инноваций
• Академическая наука и промышленность должны усилить сотрудничество. Другие университеты должны последовать примеру Киевского политехнического института,и налаживать сотрудничество с международными технологическими гигантами и местными IT компаниями, а также создавать инкубаторы для поощрения инноваций и предпринимательства у студентов и выпускников.
• Правительство должно сделать регулирование в сфере инноваций более эффективным и гибким, чтобы дать стартапам почву для развития новых бизнесов. В частности, правительству необходимо прислушаться к проблемам предпринимателей, которые связанны с нормативно-правовой базой регулирования онлайн-бизнеса, продолжить дерегуляцию и внедрить финансовые стимулы, где это возможно.
Жизненный цикл украинского стартапа
Ознакомиться с полной версией отчета "Digital Entrepreneurship in Ukraine" (английский язык)